Лекция на тему “Национальная политика и межнациональные отношения”

Этническая толерантность

Этническая толерантностьпонимается не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или участного отношения к иной этнической группе, т.е. как готовность контактировать с представителями этой группы такими, какие они есть, при сохранении, однако, позитивного отношения к своей группе. Толерантность «это не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон». (Терпимость рассматривается как наличие нейтрального (не позитивного) отношения к чужой этнической группе.)

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправед­ливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означа­ет, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, по­ведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

На государственном уровне толерантность требует справедли­вого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно- процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации.

Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Противоположным типом взаимоотношений этносов и их куль­тур является интолерантный тип отношений основывается на неприятии и нетерпимости культурных особенностей других народов. В этом типе основополагающим является убеждение, что собственное куль­турное окружение, своя система взглядов, свой образ жизни выше и лучше других. Соответственно нетерпимость и неприятие чужой культуры порождают стремление к ее подавлению, принижению или уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов и убеждений.

Перечень практических проявлений и форм интолерантности довольно разнообразен: от обычной невежливости и раздражения до этнических чисток, геноцида и умышленного уничтожения представителей другой культуры. Из широкого диапазона прояв­лений интолерантности наибольшее распространение в прошлом и настоящем получили «этноцентризм», «ксенофобия», «нацио­нализм», «культурный геноцид».

В современном российском обществе наибольшее распростра­нение получила такая форма интолерантности как ксенофобия, означающая неприязненное отношение к чужим этническим группам и их культурам. В зависимости от объекта этнической неприязни в России в настоящее время исследователи выделяют различные варианты ксенофобии: антисемитизм (неприязнь к евреям), кавказофобия (неприязнь к народам Кавказа), синофобия (неприязнь к китайцам), цыганофобия, азиатофобия и др.

Так что же влияет на уровень толерантности/интолерантности в отношениях между индивидами?

Во-первых, усиление конфликтности в полиэтнической среде, затронувшее постсоветские государства впрямую обусловлено болезненными процессами политической и экономической трансформации, распадом традиционной системы ценностей.

Во-вторых, как это ни парадоксально, сама этничность. В истоке любой этнофобии лежит та же социально-психологическая структура различения между "нами" и "не-нами", что и в основе этнической самоидентификации. Но если во втором случае это различение носит лишь "констатирующий" характер ("мы" — такие, а "они" — другие), то в первом — оценочный ("они" хуже "нас", "мы" — жертва "их" происков и т. п.)

В-третьих, возможен и такой вариант, когда негативное отношение к другим этническим группам концептуализируется на уровне государственной политики и лишь затем по каналам средств массовой информации привносится в массовое сознание (именно такая последовательность "от концепции — к формированию фобии" типична для национализма в ряде постсоветских государств, где теоретически "обосновывается" этническая "неполноценность" того или иного национального меньшинства).

Межэтническая толерантность проявляется в поступках, но формируется в сфере сознания и, конечно, тесно связана с этнической идентичностью. Все виды гиперидентичности повышают уровень интолерантности в межэтнических установках. Но на этом основании считать этнонациональное самосознание опасным, стремиться не напоминать о нем было бы ошибкой, только усиливающей сложность межэтнических отношений. Не этническое самосознание вообще, а гиперболизация его (эгоцентризм, этноэгоизм и т.п.) отрицательно влияет на толерантность. Перерастание этнического самосознания в гиперидентичность и рост интолерантных установок связаны далеко не только с процессами в психической сфере, но и в сферах социальной, экономической, политической жизни. Он в значительной степени определяется и ситуацией — стечением всех этих обстоятельств.

Таким образом, можно сделать вывод что, толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекция на тему “Национальная политика и межнациональные отношения”