История психологии. Лекции — Рационалистические обоснования философских концепций XVII в

Рационалистические обоснования философских концепций XVII в.

Рене Декарт (Картезий) (1596-1650), фран­цузский философ и математик, родился в знатной семье, получил образование в лучшем учебном за­ведении Франции (в коллегии Ле Флеш), где про­учился 9 лет, из них в течение 5 лет изучал гумани­тарные науки (латынь, древние тексты, риторику), а остальные 4 года — математику, физику, логику, метафизику. Затем в течение года изучал медици­ну и право в университете г. Пуатье (Франция). Декарт участвовал в 30-летней войне на стороне Голландии, которую любил за ее «дух терпимости и свободы». Декарт умер от воспаления легких, простудившись в холодном помещении, где да­вал уроки философии шведской королеве Хри­стине. Основные работы Декарта: «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644).

Декарт видел мир состоящим из двух субстан­ций — мыслящей (духовной) и материальной (те­лесной). Две субстанции различаются между собой по одному крайне значительному критерию — из­меримости. Материальный мир измерим с помо­щью числа, так как имеет протяжение, мыслящая духовная субстанция — неизмерима. Возникает воз­можность изучать природу, измеряя ее. Такая пози­ция приводит к утрате принципиальных различий между миром живой и миром неживой природы. Оба мира унифицируются, так как оба могут быть измерены. Материальный мир становится гигантс­кой системой тонко сконструированных машин (Ждан А. Н., 1997). Это суждение, естественно, пе­реносится и на человеческое тело: «Тело живого человека так же отличается от тела мертвого, как отличаются часы или иной автомат..., когда они со­браны от тех же часов или той же машины, когда они сломаны» (Декарт Р., 1989). Понятие, с помо­щью которого можно описать функции тела, — реф­лекс (отражение), механическая передача внешне­го воздействия в мышечный ответ. Механические метафоры, с помощью которых Декарт описывает живые организмы и соответствующее мышление, оказали сильное влияние на формирование есте­ственно-научного мышления и подход к телу как к объекту, которым можно манипулировать, по ана­логии с механизмами. На основе этого мышления сформировалась практика современной медицины, связанная с протезированием органов и тканей, ис­кусственным поддержанием жизни с помощью тех­нических имитаций работы органов (почек, легких, сердца) и др.

С философии Декарта начинается принципи-ально новое понимание души: душа (психика) — это внутренний мир самонаблюдения, духовное бытие, открытое только самому носителю, но ни­кому другому, мир сознания и самосознания. Ду­ховное бытие противопоставлено телесному бы­тию: они несоизмеримы, абсолютно различны, так как подчиняются разным законам. Такая позиция относительно души и тела получила название пси­хофизиологического дуализма (двойственности). Идея несоизмеримости породила в психологии пси­хофизиологическую проблему, суть которой в со­временном звучании заключается в непереводимо­сти языка частотно-импульсного нервного кода (процесса в нервном волокне) на язык разворачи­вающегося психического процесса и его продукта (образа, эмоции, потребности и др.).

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) — изве­стный философ Нового времени, философ с траги­ческой судьбой, умерший в нищете от туберкулеза. Его учение, можно сказать, совпадало с его жизнью, а такое совпадение древние рассматривали как при­знак подлинности учения (Антисери Д., Реале Дж., 2002). Он был талантливым юношей из состоятель­ной еврейской семьи, ожидалось, что станет равви ном, но он начал высказывать недогматические идеи, в связи с чем его подвергли херему и изгнали из общины. Основной причиной отлучения были разделяемые им пантеистические убеждения Спи­нозы, согласно которым Бог не имеет антропоморф­ного облика, а разлит во всей природе: «Все есть лики Бога». Пытаясь преодолеть дуализм концеп­ции Декарта, Спиноза формулирует представление о существовании единой субстанции, которая про­исходит сама из себя и творит сама себя («causa sui»), является вечной, существует объективно и не зависит от творца. Сущность единой субстанции открывается через атрибуты, раскрывающие фун­даментальные свойства субстанции. Субстанция имеет множество атрибутов, но они скрыты от че­ловека в силу ограниченности его познавательных возможностей; ему открыты лишь два атрибута суб­станции — мышление и протяжение, или протя­женность (т. е. атрибут пространства). Все много­образие окружающего мира, предметы, явления, события — модусы субстанции, их великое мно­жество. Каждое конкретное проявление мира — модус может быть описан с помощью двух ат­рибутов — мышления и протяжения. Спиноза по­лагал, что психическое (сенсорика, воображение, память, мышление, воля, аффекты) присуще пред­метам окружающего мира, т. е. природа одушев-. ленна. Данная позиция получила название ги­лозоизма. Понятия «пантеизм» и «гилозоизм» — являются синонимами. Представления Спинозы о душе и ее взаимодей­ствии с телом противоречивы. Как и любая другая вещь, человек — проявление двух атрибутов (мыш­ления и телесности), но ни одно из проявлений не является приоритетным («Если тело не деятельно, то и душа не способна к мышлению») и ни одно не сводится с другим. «Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому...». Поскольку атрибуты — проявления еди­ной субстанции, духовное и телесное суть две сторо­ны единой субстанции. «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей». Представления Спи­нозы о взаимодействии души и тела можно обозна­чить как психофизиологический параллелизм.

Идеалистическая атомистическая концепция мираГотфрида Лейбница (1646 -1716). Лейбниц — создатель идеалистической традиции в немецкой философии, математик, юрист, историк, филолог. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпциг-ском и Йенском университетах. В юности работал в Париже библиотекарем, был герцогским историо­графом, в конце жизни исполнял должность тайно­го советника юстиции. Лейбниц — современник ге­ниев Нового времени Декарта, Спинозы, Гоббса, Локка. Он видел свою задачу в создании такой фи­лософской концепции, где было бы восстановлено единство мира (духа и материи), на основе которо­го можно было бы объяснить бесконечное многооб­разие мира.

Система взглядов на мир и его эволюцию из­ложена в нескольких методологических принци­пах: принципе всеобщих различий (описывает многообразие мира); принципе непрерывности

(повсюду в мире имеются незаметные переходы в восхождении вещей по ступеням совершенства); принципе дискретности (постепенность или не­прерывность слагается из малых скачков и разры­вов). Принцип дискретности построен на осново­полагающем понятии философии Лейбница — на понятии монада. Монады — простые, неделимые, вечные, душеподобные единицы мироздания, кото­рые находятся в постоянном стремлении совершать переход от смутных представлений — перцепции к более ясным представлениям — апперцепции (цит. по: Якунин В. Л., 1998). Определение монад со всей очевидностью свидетельствует о наиболее ярких чертах концепции Лейбница. Это атомистическая идеалистическая концепция: мир дискретен, он со­стоит из частиц (атомистическая античность), но частицы эти имеют идеальную сущность (душепо­добные частицы).

Новизна концепции заключается в попытке опи­сать этапы развития мироздания через новые каче­ства, которые приобретает монада, «продвигаясь по ступеням совершенства»:

1) «чистые монады», характеризуются свой­ством активности, представляют вечно движущую­ся материю и соответствуют уровню неживой при­роды;

2) «монады души», обладают смутными пред­ставлениями (перцепцией) и соответствуют расти­
тельному и животному уровням жизни;

3) «монады-духи», характеризуются большей ясностью представлений и соответствуют уровню развития человека;

4) «монады ангела и бога», свободны от матери­альной оболочки и обладают абсолютной полнотой знания — апперцепцией.

Представления об онтогенезе. Некое подобие описанного движения совершает и человек в про­цессе своего индивидуального онтогенетического развития:

• низшая стадия, когда душа не обладает свой­ством отличать одно представление от другого и не выделяет себя как автономную монаду (согласно современным представлениям, ребенок восприни­мает мир как поток недифференцированных сен­
сорных образов и не осознает собственных границ);

• средняя стадия, стадия смутной перцепции, когда душа может отделять одно представление от другого, но не может выделить себя как отдельную сущность (ребенок отражает мир на предметно-об­разном уровне, но не способен к самоосознанию);

• высшая стадия, когда душа выделяет себя как отдельно существующую и противопоставляет себя другим представлениям, — стадия самосознания
(Якунин В. А., 1998).

Представления о взаимоотношении души и те­ла. Пытаясь преодолеть дуалистическую концеп цию Декарта о двойственности мира и разделен-ности человека на две несоизмеримые сущности (мыслящую, т. е. духовную, и телесную, т. е. мате­риальную), Лейбниц формулирует принцип функ­ционального соответствия (психофизиологическо­го параллелизма), согласно которому душа и тело находятся в состоянии гармонии, хотя механизмы, действующие в них, различны: «...душа и тело по­добны паре часов, различных по устройству, но с одинаково поставленными стрелками, в результате их ход определяется различными механизмами, но они показывают одинаковое время» (Якунин В. Л., 1998).

Представления о познании изложены в книге «Новые опыты о человеческом разуме» (1703), ко­торая является ответом на работу Локка «Опыт о человеческом разуме» (1690). Так же как и Локк, Лейбниц полагает, что познание начинается с уров­ня сенсорных процессов, но это знание не является истинным. Истинное знание является врожденным, оно не выводится из опыта и получается благодаря деятельности разума и интуиции. Рациональное познание — это приложение разума и интуиции к данным сенсорного опыта. Познавательные ошиб­ки возникают из-за слабости разума и его основ­ных функций: внимания как стремления к ясности и памяти. Итак, Лейбниц описывает два уровня познания: смутное знание — перцепция и ясное знание — апперцепция. Оба термина широко ис­пользовались в философских и психологических текстах, особенно термин апперцепция — в работах немецких ученых И. Канта, И. Гербарта, В. Вундта.

Опираясь на принцип непрерывности, Лейбниц вводит понятие бессознательных состояний духа.

Наряду с отчетливыми восприятиями в душе есть малозаметные восприятия, которые становятся причиной непроизвольных поступков человека. Сознательные состояния не отличаются от бес­сознательных какой-либо особой сущностью: в ду­ше постоянно наблюдаются переходы сознательных представлений в бессознательные. Очевидно, такое понимание бессознательного отличается от более позднего, психоаналитического, где существует до­статочно жесткая граница между сознательным и бессознательным.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции