История психологии. Лекции — Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов

Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов XVII-XVIII вв.

Френсис Бэкон (1561-1626) — основополож­ник английского эмпиризма. Родился в семье лор­да, хранителя печати при королеве Елизавете. Маль­чиком был представлен ко двору; в 12 лет поступил в Кембриджский университет, обучался философии и юриспруденции. Автор утопической повести «Но­вая Атлантида» (1627).

Основная философская работа Бэкона «Новый органон», опубликованная в 1620 г., должна была, по мнению автора, заменить работу Аристотеля «Органон». В этом и других своих сочинениях («Опровержение философии») Бэкон нещадно кри­тикует философов античности (Платона, Аристо­теля, Эвклида, Птолемея) и эпохи Возрождения (Фому Аквинского, Телезио), отмечая, что «арис­тотелевская философия хороша только для науч­ных диспутов, но она бесплодна в том, что касается конкретной пользы для жизни людей», «Аристо­тель, обративший в рабство столько умов, никогда ничем не был полезен человечеству». Основная цель Бэкона — определить, как наука может стать полез­ной человеку.

Бэкону принадлежит идея единой науки о чело­веке, попытка выделить ее составляющие (учение о личности, наука о человеческом теле, учение о свя­зи души и тела, учение о душе — чувствующей, не­рациональной душе, общей у человека и животных, и рациональной, божественной душе, или духе). Он считал, что чувствующая душа — это невидимое гла­зу телесное вещество, родственное воздуху, огню и жидкости, пульсирующее и движущееся в мозгу, нервных трубках и артериях всего тела. Чувствую­щая душа проявляет себя в ощущениях, которые подобны толчку в головном мозге, и восприятиях, которые связаны с осознанием толчка. Разумная душа дана от бога, ее процессы — память, воображе­ние, мышление — предназначены для обработки чувственного материала. Рассудок — это способ­ность обрабатывать чувственный материал соглас­но законам логики. Особое значение имеют представления Бэкона о процессе познания и ошибках познания (идолах). Он исходит из позиции объективного существова­ния мира, не зависящего от воспринимающего субъекта. Исходный этап знания — чувства, или зна­ние, которое дается через органы чувств. Затем это знание обрабатывается разумом. Анализ познава­тельных возможностей и ограничений человека приводит Бэкона к выводу, что познание подверже­но глубочайшим заблуждениям, которые он назы­вает «идолами», или «ловушками разума». По сути мы имеем дело с первой классификацией познава­тельных ошибок человека. Итак, выделяется че­тыре класса ошибок: «идолы рода», ошибки, проис­текающие из-за легковерности ума и тенденции подгонять реальность под то, что кажется убеди­тельным, но не является истинным; «идолы пеще­ры», произошедшие из особой природы души и тела индивида, его привычек, воспитания или других случайностей. Бэкон считал, что прав был Герак­лит, когда говорил, что люди ищут знаний в своих маленьких мирах, а не в большом, общем для всех мире; «идолы площади» — результат использова­ния языка для передачи знания — «слова насилу­ют разум, мешая рассуждению»; «идолы театра» проникли в человеческую душу с помощью раз­личных философских теорий, которые Бэкон на­зывает баснями, утвердившимися в силу традиции и слепой веры (Антисери Д., Реале Дж., 2002). Бэ­кон разработал сложную концепцию этапов позна вательного процесса, обеспечивающего истинное познание природы («таблицы присутствия», «таб­лицы отсутствия», «таблицы степеней», цель кото­рых — воспроизведение в уме всех возможных слу­чаев события): основным методом «производства истины» он считал индукцию ~ путь от эмпириче­ских фактов к формулированию гипотезы.

Томас Гоббс (1588-1679) родился в семье при­ходского священника, окончил Оксфордский уни­верситет, поступил на службу в семью герцога Де­вонширского в качестве гувернера. Был связан с ним всю жизнь. Принимал участие в политической жизни Англии с середины до конца XVII в. На его мировоззрение оказало влияние общение с Ф. Бэ-. коном, Галилеем и Декартом. Согласно Гоббсу, фи­лософия — это наука о телах: о природных, есте­ственных телах, физических телах и теле человека (философия природы), искусственных телах, или государстве (гражданская, или политическая, фи­лософия), В соответствии с таким видением струк­туры философии Гоббсом были написаны философ­ские работы: «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642). Все, что относилось к об­ласти духовных ценностей, из философии Гоббса исключалось. Он полагал, что мир состоит не из двух субстанций (как отмечал Декарт), а из одной, без остатка определяемой через пространство, время, число и движение, т. е. из телесной субстанции. Ос­новным свойством телесной субстанции является движение. Все психические свойства человека- ощущения, эмоции, мышление — результат, а точ­нее, побочное следствие движений, распространя­ющихся внутри органов чувств, сердца и мозга. Так возникла концепция психики как эпифеномена (побочного продукта) реальных материальных процессов в физическом мире. Механизм мышле­ния описывался Гоббсом через арифметические опе­рации «сложения и вычитания». Мысли человека те­кучи, поэтому их надо фиксировать знаками, метками, что позволяет регистрировать, системати­зировать мысли и сообщать их другим. Появились «названия или имена», которые формируются по усмотрению человека (Антисери Д., Реале Дж., 2002). Главное политическое философское произведение Гоббса — «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651). Гоббс придерживается взглядов на природу челове­ка, отличающихся от аристотелевских. Аристотель полагал, что человек — это «общественное живот­ное», Гоббс, напротив, считал, что человек — это «атом эгоизма», следовательно, совместная жизнь в госу­дарстве возможна лишь как результат договора. Люди не имеют врожденных преимуществ друг пе­ред другом в умственных способностях, а те разли­чия, которые обнаруживаются между ними, — ре­зультат трудолюбия, просвещения и дисциплины. Умственные способности развиваются при помощи речи и метода (сочетания индукции и дедукции).

Джон Локк (1632-1704) — наиболее известный представитель английского эмпиризма. Родился (в том же году, что и Спиноза) в семье адвоката. Получил образование в Вестминстерской школе, а затем в Оксфордском университете. Преподавал греческий язык и риторику. Дальнейшее образова­ние получал самостоятельно, в частности помогая своему другу Бойлю в его химических опытах. О Локке известно также, что он состоял в перепис­ке с Лейбницем и поддерживал финансово И. Нью­тона. В 1672 г. он стал врачом, затем гувернером, секретарем известного английского политического деятеля — сторонника парламентской монархии лорда Эшли. Основной труд «Опыт о человечес­ком разуме» — опубликован в 1690 г. Работа над этой книгой продолжалась почти 20 лет, она выдер­жала 4 прижизненных издания. Представим после­довательно темы этой работы. Критика теории врожденных идей: если бы идеи были врожденны­ми, они были бы доступны детям, идиотам и дика­рям, но поскольку это не так, можно с уверенностью утверждать, что разум —результат опыта, кото­рым наполняется душа в течение всей индивиду­альной жизни. Отсюда прямо вытекает знаменитое высказывание Локка: «...душа младенца tabula rasa, или комната, в которой никого нет». Человек черпает знания из двух источников — внешнего и внутреннего опыта. Из внешнего опыта человек получает через образы ощущений и восприятий зна­ние о внешнем мире. Эти образы становятся пред­метом рефлексии — внутреннего опыта, из него рож­даются общие идеи и сложные понятия. Отвечая на вопрос о тождестве образов предметов самим пред­метам, Локк вводит понятие первичных и вторич­ных качеств образов ощущений.

К первичным он относит те качества, которые от­ражают мир объективно, — протяженность, плот­ность, величину, форму, движение, длительность. Вторичными качествами являются те, которые без человека не существуют, — вкус, запах, цвет. Про­дуктом человеческого ума являются простые идеи, состоящие из одного представления, и сложные идеи — результат суммирования, сравнения и обоб­щения простых идей. Так же как и Гоббс, Локк по­лагал, что речь — необходимый атрибут мышления, и приписывал речи две функции — обозначающую (с помощью которой осуществляется мышление) и функцию выражения (с помощью которой люди общаются между собой).

В 1693 г. Локк опубликовал книгу «Некоторые мысли о воспитании», где изложил свои педагоги­ческие взгляды.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции