История психологии. Лекции — Развитие психологии как самостоятельной науки

Развитие психологии как самостоятельной науки

Естественно-научные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку

Исследования в области локализации корко­вых функций. Френология — учение о локализа­ции психических способностей. Создателем учения являлся австрийский врач Франц Иозеф Галлъ (1758-1828). Френология (от греч. phrenos — душа, нрав, характер) — учение, согласно которому раз­личные психические способности человека лока­лизованы в различных участках мозга, при этом каждый участок мозга рассматривался как самосто­ятельный орган данной способности. Галль выде­лил 37 способностей души. Так, аффективные спо­собности (а их насчитывалось 21) располагались в различных участках заднего мозга, а интеллекту­альные (16) — в участках переднего. Галль полагал, что уровень развития способности прямо связан с количеством мозгового вещества в данном участке мозга, что в свою очередь отражается на рельефе черепа. Таким образом, антропометрические заме­ры черепа, как считал Галль, могут заменить анализ психических способностей человека (Якунин В. А., 1998). Концепция френологии приобрела популяр­ность в начале XIX в.: в ней поддерживалась антич­ная традиция поиска локализации психических функций внутри человеческого тела и, в частности, внутри мозга (Гиппократ, Гален), стимулировалось развитие медицины и физиологии в этом направ­лении. Идеи Франца Галля основывались на кли­нических наблюдениях и умозрительных заклю­чениях. Следующие шаги в решении вопроса о локализации психических функций в головном моз­ге были сделаны уже на основе экспериментальных исследований.

Работая в этом направлении, французский фи­зиолог и анатом Ж. Флуранс (1794-1867) впервые использовал метод экстирпации (удаления) участ­ков мозга, а также воздействовал на отдельные его участки наркотическими веществами. Результаты свидетельствовали о способности мозга восстанав­ливать утраченные функции. Подводя итоги своих опытов, проведенных на птицах (низших позвоноч­ных), Флуранс сформулировал идею мозга как це­лостного функционального органа с выраженными компенсаторными возможностями. Так в физиоло­гии высшей нервной деятельности сформировались два противоположных подхода к анализу деятель­ности головного мозга и локализации психических функций в нем. Представители аналитического под­хода, или узкого локализационизма, акцентирова­ли внимание на узкой специализации участков моз­га (по словам Н. В. Бехтеревой, «карта коры как лоскутное одеяло карликовых суверенных кня­жеств» (цит. по: Ярошевский М. Г., 1985), а пред­ставители синтетического подхода полагали, что мозг — целостный орган, с которым в равной степе­ни связаны все психические функции, следователь­но, поражение любой области мозга ведет к общему нарушению его функции. Степень нарушения функ­ции не зависит от локализации, а определяется мас­сой пораженного мозга.

Медицинские исследования Дакса, Брока, Вер-нике в области локализации речевых центров. Дальнейшее изучение проблемы локализации пси­хических функций проводилось в рамках медицин­ской практики в связи с речевой функцией. Впер­вые связь левого полушария с речью была замечена английским врачом Даксом в 1836 г. Он наблюдал за парализованными больными и обнаружил, что паралич правой половины тела часто приводит к нарушениям речи, а паралич левой половины к та­ким последствиям не приводит.

Спустя 25 лет в 1861 г. французский врач Брока описал двоих больных, которые обладали симпто­мами утраты речи. Исследовав после смерти их мозг, он обнаружил общий очаг повреждения в третьей лобной извилине левого полушария. Хотя факти­ческого материала было мало, Брока сделал вывод о том, что именно эта зона регулирует речь. После­дующие исследования явились подтверждением того, что эта часть лобной доли действительно свя­зана с речевым поведением, теперь она известна под названием «зоны Брока».

Позднее Вернике пришел к заключению, что сло­весная глухота (заболевание, при котором больные слышат звуки, но не могут расшифровать значение речевых высказываний) возникает при поврежде­нии задней части височной извилины («зона Вер­нике»). Он также сделал предположение, что во второй лобной извилине, непосредственно перед двигательной зоной руки, находится центр письма (Милнер П., 1973). Таким образом, при клиниче­ских и анатомических исследованиях подтверди­лась локализационистская концепция работы го­ловного мозга.

В современной теории системной локализации высших психических функций ученые объединяют обе полярные концепции и исходят из представле­ния, что мозг работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфичес­кую роль. С мозговыми структурами соотносится не целостная психическая функция, а те физиоло­гические процессы, которые происходят в данной мозговой структуре. Нарушение физиологических процессов ведет к первичному дефекту, влияющему на целый ряд взаимосвязанных психических функ­ций (Краткий психологический словарь, 1985).

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции