История психологии. Лекции — Развитие экспериментальной психологии в Ан­глии

Развитие экспериментальной психологии в Ан­глии. Исследования Ф. Гальтона

В Англии на ру­беже XIX-XX вв. наука развивалась благодаря уси­лиям одиночек. Такая ситуация обусловливалась тем, что основные управленческие решения в анг­лийских университетах принимали религиозные власти, категорически запрещавшие изучение фе­номена души с позиций естественных наук.

Френсис Галътон (1822-1911) относился к чис­лу таких ученых. По мнению Д. Шульц и С. Шульц (1998), влияние, которое оказал Гальтон на разви­тие психологии в XX в., намного превосходит влия­ние Вундта.

Наследование умственных способностей. Первой и наиболее значительной работой Гальтона явилась книга «Наследственный гений» (1869 г.), где рассматривался вопрос о наследуемости одарен­ности. Гальтон изучал семьи знаменитых английс­ких ученых, юристов, военных и спортсменов мето­дом анализа родословных и пришел к выводу о наследственной передаче одаренности, которая пе­редается от отцов сыновьям так же, как физические признаки.

Для проверки влияния воспитания на развитие одаренности Гальтон обратился к исследованиям близнецовых пар. Он предложил анкету родителям 55 пар близнецов, чтобы выяснить степень сход­ства близнецов в характере, способностях, темпе­раменте.

Гальтону принадлежит авторство в разработке знаменитого проекта по евгенике (от греч. eugenes — породистый). Термин возник в период античности в Спарте и на протяжении истории человечества имел разные значения. В Спарте иод евгеникой по­нималась практика несохранения жизни больным и ущербным от рождения детям. Гальтон также об­ратился к идее улучшения человеческого рода, но если для спартанцев самым важным свойством было физическое здоровье человека, то Гальтон хотел улучшить человеческий род в плане его одареннос­ти, т. е. умственных способностей. Он исходил из предположения, что если интеллектуальные харак­теристики передаются по наследству так же, как физические, то с помощью направленного скрещи­вания, т. е. браков между одаренными мужчиной и женщиной, можно получать более одаренных по­томков. Он направил свой проект в английский пар­ламент, подсчитав его стоимость (так как такие бра­ки должны были субсидироваться), но получил

отказ.

Концепция умственных способностей и их измерение. Для того чтобы определить уровень ода­ренности, Гальтон разработал специальные зада­ния — тесты (от англ, test — испытание), с помо­щью которых измерял умственные способности. В своем понимании интеллекта Гальтон основывал­ся на сенсушшстской (эмпирической) позиции, со­гласно которой в основе умственных способностей лежат хорошо развитые сенсорные (тонкий слух, острое зрение, цветовое восприятие). К наслед­ственно обусловленным качествам ума он относил энергию тела и духа, выдержку и постоянство, врож­денное влечение к наукам, здоровье и независимость суждений. Таким образом, разработанные Гальто-ном тесты включали в себя преимущественно сен­сорные пробы, а также исследования (измерения) ассоциативных способностей и способностей фор­мирования суждений. В 1884 г. он основал в Лондоне при Южно-Кен-сингтонском музее «антропометрическую» лабора­торию, где и проводил замеры. Любой пришедший мог за небольшую плату измерить свои умствен­ные способности и антропометрические характери­стики (рост, вес, объем легких, частоту дыхания, предельную силу отдельных групп мышц). Целями этой программы являлось определение диапазона человеческих возможностей населения Великобри­тании и выяснение интеллектуального потенциала нации. Гальтон также полагал, что эти данные мож­но использовать при решении государственных за­дач, связанных с отбором людей для работы в про­мышленности и службы в армии, а также в связи с колониальной политикой. Выборка Гальтона соста­вила более девяти тысяч человек. Все результаты тщательно фиксировались; записи архива Гальтона сохранились в полном порядке. Это позволило груп­пе психологов из США через 100 лет (в 1985 г.) сравнить данные, полученные Галътоном, с совре­менными данными. Сравнение позволяет сделать выводы о высокой надежности тестов Гальтона, о постоянстве на протяжении века антропометричес­ких характеристик человека и об увеличении тем­пов психофизиологического развития современных людей (Шульц Д., Шульц С., 1998).

Дифференциальная психология. Популяцион-ные исследования умственных способностей бри­танцев имели два важных следствия в развитии пси­хологии. Первое следствие касалось формирования

целого направления исследований — дифференци­альной психологии, или психологии индивидуальных различий. Данные Гальтоиа вскрывали один неоче­видный ранее факт — факт наличия большого раз­нообразия между людьми в абсолютных значениях результатов тестов. Этот эмпирический факт под­тверждал эволюционные идеи Дарвина о том, что видовое разнообразие признаков (внешних или по­веденческих) — путь, по которому идет развитие живой природы в поисках более адаптивных при­знаков. Таким образом, дифференциальная психо­логия, или психология индивидуальных разли­чий, — направление, цель которого — изучение основных направлений в развитии психологичес­ких признаков, путей, по которым идет природа, совершенствуя человека.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции