История психологии. Лекции — Формирование и развитие психоанализа

Формирование и развитие психоанализа

Психоанализ — одно из уникальных течений психологии XX в., зародившееся в недрах психиат­рии на основе практики оказания помощи больным неврозами. Психоанализ в том виде, в каком его раз­рабатывал Зигмунд Фрейд (1856-1939) (ортодок­сальный психоанализ), применим только для лече­ния невротических расстройств. Психоаналитики в середине XX в. расширили сферу его применения до терапии психозов. Вместе с тем психоанализ имел огромное влияние на психологические концепции личности XX в. и в еще большей степени — на прак тику оказания психологической помощи. Это одно из немногих течений в психологии начала XX в., сохранивших свою жизнеспособность и развиваю­щихся поныне.

Термин «психоанализ» имеет три значения: психоанализ как метод лечения, психоанализ как концепция личности, психоанализ как концепция общества и истории человеческой цивилизации. В своем последнем значении психоанализ наиболее уязвим.

Несмотря на широко распространенное мнение о том, что Фрейд явился абсолютным новатором, у него существовали предшественники. К ним в пер­вую очередь относится основоположник немецкой классической философии Г. Лейбниц, впервые ис­пользовавший термин «бессознательное», чтобы доказать, что не вся область сознания является яс­ной, что за ее пределами находится область бессоз­нательного, где хранятся забытые, но легко актуа­лизируемые фрагменты опыта человека. Отметим, что такое понимание бессознательного не полнос­тью совпадает с пониманием Фрейда: допускается жесткая граница между областями сознательного и бессознательного. Другим предшественником был немецкий философ-эмпирик Гербарт, который одним из первых, правда, не совсем удачно попы­тался применить измерительные процедуры при исследовании психических процессов (представ­лений). Он полагал, что каждое представление об­ладает энергетическим значением, при этом разные

представления находятся в состоянии динамичес­кой борьбы, стремясь попасть в область сознания, оттеснив другие представления в область бессозна­тельного. Более непосредственными предшествен­никами Фрейда традиционно считаются врачи двух наиболее известных в конце XIX в. французских психиатрических клиник Жан Мартен Шарко (1825-1893) (клиника Сальпетриер), Ипполит Ма­рия Бернгейм (1840-1919), Амброз Огюст Льебо (1823-1904) (клиника Нанси), проводившие экс­перименты по лечению истерии гипнозом. В 1886 г, Фрейд находился на стажировке в Сальпетриере и пребывал под сильным впечатлением личности Шарко и его новаторских экспериментов по фор­мированию невротических симптомов в состоя­нии гипноза. В 1889 г. он стажировался в Нанси и наблюдал за экспериментами но постгипнотичес­кому внушению и поведению на основе неосозна­ваемой мотивации (Александер Ф., Селестик Ш., 1995). Теория Дарвина также оказала на Фрейда сильное влияние: он полагал, что человек — в пер­вую очередь биологическое существо, главная мо­тивация которого — продолжение своего существо­вания.

Биография Фрейда многократно публиковалась (наиболее подробный из переведенных на русский язык источников — уже упоминавшаяся книга Александера и Селсстика).

Психоанализ как метод исследования содержа­ния свободных ассоциаций и материалов сновидения. Вскоре после своих стажировок во Фран­ции Фрейд понял, что гипноз как метод лечения истерии не дает стойких результатов. Ремиссия (временное ослабление или исчезновение болезни) наступает, но она непродолжительна, и симптома­тика возвращается либо в прежнем, либо в изме­ненном виде. Эти наблюдения вынудили Фрейда искать новый метод лечения. Параллельная работа по исследованию психологической сути истерии (совместно с И. Брейером) привела Фрейда к осо­знанию того, что при истерии больной страдает от подавленных в памяти «психических травм», вос­поминание (осознание) которых вызывает столь сильные эмоции, что они грозят личности психоти­ческим срывом. Таким образом, лечение истерии будет заключаться в осознании больным подавлен­ного травматического опыта и принятии его как дан­ности («Очерки истерии», 1895). Задача Фрейда со­стояла в том, чтобы сделать процесс осознания возможным. Он пришел к выводу, что гипноз не эффективен, так как отключает Я больного, актуа­лизированные в гипнозе травмы не становятся до­стоянием сознательной личности. В 1895 г. Фрейд открыл метод свободных ассоциаций, использова­ние которого привело к осознанию материала и его эмоциональному отреагированию (катарсису), при этом процесс происходил постепенно, что позволя­ло личности интегрировать свой ранее вытеснен­ный опыт и избавиться от симптомов, которые, по мнению Фрейда, являлись телесными заменителя ми подавленных переживаний. Именно процесс анализа и интерпретации свободных ассоциаций был назван «психоанализом» и впервые введен в научный оборот Фрейдом в 1896 г. Параллельно разрабатывалась клиническая процедура: затемнен­ное помещение, «кушетка», отсутствие визуально­го контакта с врачом, условия, которые способство­вали максимальному регрессу и облегчению процесса свободного ассоциирования. Анализ клинического опыта привел Фрейда к пониманию того, что мате­риалы сновидений и свободных ассоциаций близки по форме и психологическому содержанию; он при­менил технику свободных ассоциаций к элементам (деталям) сна. Результатом этой работы стало пони­мание сна как процесса разрядки эмоционального напряжения и исследования механизмов искажения (цензуры) сновидения как защиты от осознания сно­видцем содержания своего сна. К таким механизмам Фрейд отнес сгущение, смещение, использование символов, части вместо целого, выражение через про­тивоположное. Эти результаты опубликованы в его работе «Толкование сновидений» (1900). Следую­щей работой Фрейда была книга «Психопатология обыденной жизни» (1901), в которой он привел до­казательства того, что подавленный материал может проявляться не только через невротические симпто­мы и сновидения, но и через оговорки, «описки», за­бывания, неузнавания и др.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции