История психологии. Лекции — Трехчленная структура личности и динамика психической энергии

Трехчленная структура личности и динамика психической энергии

Исследуя вербальный материал свободных ассоциаций, Фрейд приходит к выводу, что психическое обнаруживает себя в двух сильно различающихся процессах, которые он назвал «первичными процессами» и «вторич­ными процессами». Первичные процессы (пер­вичный язык) эмоциональны, проявляются в об­разах, не привязаны к месту и времени, свободны от социальных ограничений. Вторичные процес­сы связаны с причинно-следственной логикой, проявляются через вербальные понятия и сужде­ния, привязаны к временной оси и месту в простран­стве, нагружены социальной нормой. Такое пони­мание двух форм психического приводит Фрейда к топологическому пониманию структуры личности. Эта структура представлена компонентами, нахо­дящимися в соседних областях психического: Ид — область бессознательного, место локализации пер­вичных процессов, место расположения мощной жизнетворящей биологической энергии либидо; Эго — область сознательного, место локализации вторичных процессов; третий элемент личностной структуры Супер-эго (нравственное начало) фор­мируется при прохождении определенной стадии онтогенеза, которую Фрейд назвал «Эдиповым комплексом». Со временем топологическая концепция была заменена динамической концепцией личнос­ти, в основе которой заложено понимание психи­ческого как потока энергии, заполняющего отдель­ные области собственного тела или сцепляющегося с ними, а в зрелом возрасте сцепляющегося с дру гими объектами, реальными и символическими (идеями). Катексис либидо — термин, обозначаю­щий привязки потока энергии к определенным зо­нам тела, реальным объектам вне тела и символи­ческим объектам. На идее катексиса основана психоаналитическая концепция онтогенеза (ораль­ная, анальная, фаллическая, латентная, гениталь-ная стадии), из которой вытекает типология лич­ности (оральная, анальная, генитальная личность). Свои взгляды на структуру личности Фрейд из­ложил в работах «Я и Оно» (1923), «Торможение, симптом и страх» (1925). Фрейд пересмотрел так­же свое представление о содержании Ид и допол­нил представление о либидо понятием мортидо, раз­рушительной агрессивной энергией, которая также заполняет пространство Ид («По ту сторону прин­ципа удовольствия»).

Психоаналитическая трактовка истории чело­веческого общества, социальных, культурных и религиозных феноменов. В работе «Тотем и табу» Фрейд, опираясь на обширный антропологический материал, собранный Джеймсом Фрэзером («Зо­лотая ветвь», 1890), сделал попытку интерпрета­ции религиозных обрядов и проанализировал фе­номен «тотемизма», приписывания святости и магической силы реальным предметам и символи­ческим фигурам. Он пришел к выводу, что в осно­ве религиозной ритуальности лежит идея жерт­воприношения и искупления вины. Исходя из такого понимания Фрейд допустил реконструкцию истории, утверждая, что доисторическое человече­ство, организованное на основе рода, совершило от­цеубийство, в результате чего превратилось в дез­организованную общину с неизбывным чувством вины и тягой к отеческой фигуре.

Идеи Фрейда вызывали разнообразные реакции в обществе; делались обоснованные попытки прове­рить их истинность в научных кругах. В 20-30-е гг. группа американских антропологов (Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Малиновски) начала проверку пси­хоаналитических идей на обширном антропологи­ческом материале и не нашла подтверждения, на­пример, идее Эдипова комплекса, что локализует применимость психоаналитических идей только в рамках европейской культуры начала XX в.

Дальнейшее развитие психоанализа происходи­ло по нескольким основным направлениям. Так на­зываемые «великие вероотступники» К. Юнг (1875-1961), Альфред Адлер (1870-1937) создали свои теории личности и психотерапевтические приложе­ния. Ближайшие сподвижники Фрейда Карл Абра­хам (1877-1925), Отто Раик (1884-1939) решали отдельные проблемы, связанные с психоаналити­ческим подходом к мифам, проблему воли; Шандор Ференци (1873-1933) усовершенствовал психоте­рапевтическую процедуру; Вильгельм Райх (1897-1957) разработал телесно-ориентированный психо­анализ, Мелани Клайи (1882-1960), Анна Фрейд (1895-1982) — детский игровой психоанализ и те­орию объектных отношений. Особое значение в XX в. приобрел социальный психоанализ: Карей Хорни (1885-1952), Эрих Фромм (1900-1980), Эрик Эриксон (1902-1994), Гарри Стэк Салливан (1892-1949).

Психодиагностические приложения психоана­лиза. В 1921 г. Герман Роршах (1884-1922), сын школьного учителя рисования, создал тест цвето­вых пятен, получивший название «Тест цветовых пятен Роршаха». Идея использования интерпрета­ции клякс или пятен для исследования свойств лич­ности существовала задолго до Роршаха: она при­надлежит Альфреду Бине (1895 г.). Роршах родился в Цюрихе, где получил медицинское образование и ознакомился с психоанализом благодаря Блейлеру и Юнгу. Работа над тестом заняла в общей сложно­сти 14 лет. Из десятков созданных им чернильных пятен он отобрал 10, 5 из которых были цветными. Материал он апробировал на 300 психически боль­ных и 100 здоровых людях. Роршах считал, что, по­скольку сенсорные процессы зависят от эмоций че­ловека и его мотивации, реакции на пятна могут дать ценные сведения о личности. Преимущество теста перед свободными ассоциациями состояло в том, что тест представлял собой стандартный экс­периментальный стимульный материал. Роршах описал реакции испытуемых на каждое пятно и классифицировал их па четыре категории (распо­ложение, качество реакции, содержание ответа и степень стандартности ответа). В 1936 г. под руко­водством Бруно Клопфера было создано роршаховское исследовательское общество, а затем Между­народный исследовательский институт им. Рорша­ха, так как возросла потребность в подготовленных медиках, психологах, педагогах, которые могли бы работать с тестом профессионально. В 1921 г., когда Роршах опубликовал свою книгу «Психодиагности­ка», Флоренс Гудипаф (1886-1959) разработала про­ективный тест для детей «Нарисуй человека» для оценки личности и интеллектуального развития ре­бенка.

В психологической клинике Гарвардского уни­верситета (США) также были предприняты попыт­ки перевести идеи Фрейда в экспериментальные процедуры. В 1928 г. Генри Мюррей (1893-1988) и группа сотрудников начали подобные разработки. Итогом этих работ стали «Тест фрустрационной толерантности» Саула Розенцвейга и «Тест те­матической апперцепции» (ТАТ) Г. Мюррея, со­зданный в 1935 г.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции