История психологии. Лекции — Первые образовательные психологические программы

Первые образовательные психологические программы

Систематическое психологическое об­разование в России можно датировать 1907 г., ког­да профессор кафедры философии Киевского уни­верситета им. Святого Владимира Г. И. Челпапов (1862-1936) был избран профессором кафедры философии Московского императорского универ­ситета. Первоначально Челпанов организовал в рам­ках кафедры «Психологический семинарий», кото­рый в 1912 г, преобразовали в Психологический институт (им. Л. Г. Щукиной). Институт имел свою библиотеку и экспериментальное оборудование.

Программа включала в себя курсы по общей, экс­периментальной и индивидуальной психологии, психологии труда, этнической и социальной психо­логии. Позднее программы усложнились: в них вклю­чили курсы по генетической, педагогической, кри­минальной психологии и истории психологии. С 1921 до 1924 гг. положение в институте ухудши­лось в связи с ростом процесса идеологизации гума­нитарных наук. Основной причиной недовольства деятельностью Челпанова явилась его привержен­ность вундтовской психологии и интроспективно­му методу. Активным участником отстранения Чел­панова от должности был его ученик и научный сотрудник института К. Н. Корнилов, который в 1923 г. обратился к университетскому руководству с письмом о несоответствии убеждений Челпанова идеям марксизма. В этом же году Челпанова уволи­ли по идеологическим соображениям, а на его мес­то назначили Корнилова. Состав сотрудников ин­ститута обновился, и в числе новых сотрудников появились Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и А. Н. Ле­онтьев (Эткинд А., 1993).

Психоаналитическое движение в России было представлено в трех организациях — Русском пси­хоаналитическом обществе, Государственном пси­хоаналитическом институте, в котором давалось психоаналитическое образование, и в уникальном учреждении — детском доме-лаборатории «Меж­дународная солидарность», где воспитывались дети высокопоставленных партийных работников. Наиболее известными участниками русского психоана­литического движения являлись Сабина Николаев­на Шпилърейн (1885-1943), лично знавшая Фрей­да и Юнга, внесшая в психоанализ идею врожденной агрессивной энергии; она была преподавателем и практикующим психоаналитиком; Иван Дмитрие­вич Ермаков (1875-1942) — президент Психоана­литического общества, создатель психоаналити­ческого детского дома, организатор переводов и издания многотомной «Психологической и психо­аналитической библиотеки», автор двух психоана­литических работ о творчестве Гоголя и Пушкина. Другими известными учеными были А. Р. Лурия, М. Вульф. Психоанализ в России поддерживали видные политические деятели Вера Шмидт и Отто Шмидт, А. Луначарский, Н. Бухарин, Л. Троцкий. В августе 1925 г. под предлогом недостаточно высо­кого уровня квалификации кадров закрыли детс­кий дом, в конце 20-х гг. завершилась издательская деятельность. В 1940 г. был арестован и в 1942 г. умер в лагере И. Д. Ермаков (Эткинд А., 1993).

Педологическое движение, возникшее в США, быстро прекратило свое существование у себя на родине, но пережило бурный недолгий расцвет в России, так как в основе педологической практи­ки лежала идея формирования личности «нового человека». Основатель педологического движения в России Павел Петрович Блонский (1884-1941) определил педологию как науку, где изучается симп-томокомплекс различных эпох, фаз и стадий детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий. Педоло­гическое движение сконцентрировало свои усилия на измерении интеллекта детей, отборе неуспеваю­щих детей и определении их в специальные школы. Тестирование интеллекта приобрело массовый ха­рактер: вместо разработок образовательных про­грамм, помощи в преодолении последствий педаго­гической запущенности педологи сфокусировали внимание на выявлении негативных последствий социальных перемен в России. Естественно, нега­тивная реакция власти не замедлила сказаться: 4 июля 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Нарком-просов», где говорилось о том, что педология — вредная организация, имеющая свои руководящие центры, ставящая ложные научные эксперименты, создающая вредные анкеты и тесты, цель которых найти максимум негативной информации, характе­ризующей советского школьника, его семью, род­ных и общественную среду. Педологическое дви­жение в одночасье прекратило свое существование (Эткинд А., 1993).

Психотехника — направление в прикладной пси­хологии, ориентированное на промышленность. По прямому указанию В. И. Ленина в 1921 г. был создан Центральный институт труда (ЦИТ), а вско­ре в России появилась целая сеть институтов и ла­бораторий на промышленных предприятиях, на транспорте и в армии. В 1923 г. насчитывалось 13 таких институтов, занятых изучением проблем тру­да и организации производства. Основная пробле­матика психотехнических служб была связана с профессиональным отбором и консультировани­ем, исследованием кривых работоспособности и оп­ределением продолжительности рабочих смен и норм труда, исследованием психофизиологических условий труда, разработкой психологических кри­териев при создании рабочих мест, разработкой при­боров слежения и индикаторных систем. Одним из организаторов психотехники в России был Исаак Николаевич Шпилърейн (1896-1937), который по­лучил философское образование в Германии у Гер­мана Когена — представителя марбургской неокан­тианской школы. Примерно в то же время у Когена учились С. Л. Рубинштейн и Б. Л. Пастернак (Эт­кинд А., 1993). С 1921 г. Шпильрейн работал в ЦИТ под руководством Гастева, в 1923 г. заведовал пси­хотехнической секцией Института философии, раз­рабатывал профессиограммы, создавал методики отбора в армию. В 1928 г. он стал редактором жур­нала «Психотехника и психофизиология труда», представлял Россию на Международном психотех­ническом съезде. Кроме психотехнических Шпиль­рейн занимался социолингвистическими исследо­ваниями. В 1928 г. вышла (в соавторстве) его работа «Язык красноармейца», в 1929 г. — статья «О пере­менах имен и фамилий». К 30-м гг. в российском психотехническом движении наметился перелом. Шпильрейна обвинили в «некритическом перено се враждебной теории на советскую почву», особой критике подвергли методы тестирования при проф­отборе. В 1935 г. его арестовали, а в 1937 г. расстре­ляли. К середине 30-х гг. система психотехники пре­кратила свое существование и возродилась как психология труда в конце 50-х гг.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции