История психологии. Лекции — Первые образовательные психологические программы
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Первые образовательные психологические программы
Систематическое психологическое образование в России можно датировать 1907 г., когда профессор кафедры философии Киевского университета им. Святого Владимира Г. И. Челпапов (1862-1936) был избран профессором кафедры философии Московского императорского университета. Первоначально Челпанов организовал в рамках кафедры «Психологический семинарий», который в 1912 г, преобразовали в Психологический институт (им. Л. Г. Щукиной). Институт имел свою библиотеку и экспериментальное оборудование.
Программа включала в себя курсы по общей, экспериментальной и индивидуальной психологии, психологии труда, этнической и социальной психологии. Позднее программы усложнились: в них включили курсы по генетической, педагогической, криминальной психологии и истории психологии. С 1921 до 1924 гг. положение в институте ухудшилось в связи с ростом процесса идеологизации гуманитарных наук. Основной причиной недовольства деятельностью Челпанова явилась его приверженность вундтовской психологии и интроспективному методу. Активным участником отстранения Челпанова от должности был его ученик и научный сотрудник института К. Н. Корнилов, который в 1923 г. обратился к университетскому руководству с письмом о несоответствии убеждений Челпанова идеям марксизма. В этом же году Челпанова уволили по идеологическим соображениям, а на его место назначили Корнилова. Состав сотрудников института обновился, и в числе новых сотрудников появились Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев (Эткинд А., 1993).
Психоаналитическое движение в России было представлено в трех организациях — Русском психоаналитическом обществе, Государственном психоаналитическом институте, в котором давалось психоаналитическое образование, и в уникальном учреждении — детском доме-лаборатории «Международная солидарность», где воспитывались дети высокопоставленных партийных работников. Наиболее известными участниками русского психоаналитического движения являлись Сабина Николаевна Шпилърейн (1885-1943), лично знавшая Фрейда и Юнга, внесшая в психоанализ идею врожденной агрессивной энергии; она была преподавателем и практикующим психоаналитиком; Иван Дмитриевич Ермаков (1875-1942) — президент Психоаналитического общества, создатель психоаналитического детского дома, организатор переводов и издания многотомной «Психологической и психоаналитической библиотеки», автор двух психоаналитических работ о творчестве Гоголя и Пушкина. Другими известными учеными были А. Р. Лурия, М. Вульф. Психоанализ в России поддерживали видные политические деятели Вера Шмидт и Отто Шмидт, А. Луначарский, Н. Бухарин, Л. Троцкий. В августе 1925 г. под предлогом недостаточно высокого уровня квалификации кадров закрыли детский дом, в конце 20-х гг. завершилась издательская деятельность. В 1940 г. был арестован и в 1942 г. умер в лагере И. Д. Ермаков (Эткинд А., 1993).
Педологическое движение, возникшее в США, быстро прекратило свое существование у себя на родине, но пережило бурный недолгий расцвет в России, так как в основе педологической практики лежала идея формирования личности «нового человека». Основатель педологического движения в России Павел Петрович Блонский (1884-1941) определил педологию как науку, где изучается симп-томокомплекс различных эпох, фаз и стадий детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий. Педологическое движение сконцентрировало свои усилия на измерении интеллекта детей, отборе неуспевающих детей и определении их в специальные школы. Тестирование интеллекта приобрело массовый характер: вместо разработок образовательных программ, помощи в преодолении последствий педагогической запущенности педологи сфокусировали внимание на выявлении негативных последствий социальных перемен в России. Естественно, негативная реакция власти не замедлила сказаться: 4 июля 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Нарком-просов», где говорилось о том, что педология — вредная организация, имеющая свои руководящие центры, ставящая ложные научные эксперименты, создающая вредные анкеты и тесты, цель которых — найти максимум негативной информации, характеризующей советского школьника, его семью, родных и общественную среду. Педологическое движение в одночасье прекратило свое существование (Эткинд А., 1993).
Психотехника — направление в прикладной психологии, ориентированное на промышленность. По прямому указанию В. И. Ленина в 1921 г. был создан Центральный институт труда (ЦИТ), а вскоре в России появилась целая сеть институтов и лабораторий на промышленных предприятиях, на транспорте и в армии. В 1923 г. насчитывалось 13 таких институтов, занятых изучением проблем труда и организации производства. Основная проблематика психотехнических служб была связана с профессиональным отбором и консультированием, исследованием кривых работоспособности и определением продолжительности рабочих смен и норм труда, исследованием психофизиологических условий труда, разработкой психологических критериев при создании рабочих мест, разработкой приборов слежения и индикаторных систем. Одним из организаторов психотехники в России был Исаак Николаевич Шпилърейн (1896-1937), который получил философское образование в Германии у Германа Когена — представителя марбургской неокантианской школы. Примерно в то же время у Когена учились С. Л. Рубинштейн и Б. Л. Пастернак (Эткинд А., 1993). С 1921 г. Шпильрейн работал в ЦИТ под руководством Гастева, в 1923 г. заведовал психотехнической секцией Института философии, разрабатывал профессиограммы, создавал методики отбора в армию. В 1928 г. он стал редактором журнала «Психотехника и психофизиология труда», представлял Россию на Международном психотехническом съезде. Кроме психотехнических Шпильрейн занимался социолингвистическими исследованиями. В 1928 г. вышла (в соавторстве) его работа «Язык красноармейца», в 1929 г. — статья «О переменах имен и фамилий». К 30-м гг. в российском психотехническом движении наметился перелом. Шпильрейна обвинили в «некритическом перено се враждебной теории на советскую почву», особой критике подвергли методы тестирования при профотборе. В 1935 г. его арестовали, а в 1937 г. расстреляли. К середине 30-х гг. система психотехники прекратила свое существование и возродилась как психология труда в конце 50-х гг.