История психологии. Лекции — Идеалистические гуманистические философские концепции

Идеалистические гуманистические философские концепции Сократа, Платона, Аристотеля

Философские представления Сократа. Сократ

(470-399 гг. до н. э.) — сын каменщика (скульпто­ра, по некоторым версиям) — был мастером устной традиции. Наиболее полное представление о его идеях мы получаем из «диалогов» его ближайшего ученика Платона. Достоверно известно, что в 399 г. до н. э., когда Сократу было около 70 лет, его осуди­ли и приговорили к смерти, обвинив в «нечестии и развращении умов». В «Апологии» (диалогах) Пла­тона воспроизведена речь, которую Сократ произ­нес на суде в свою защиту. Судебное преследование было основано на обвинении в том, что Сократ «по-грешает и преступает меру должного, исследуя то, что под землею, и то, что в небесах, делая более слабый довод сильным и научая тому же самому других» (Рассел Б., 1998).

С именем Сократа связано изменение пробле­матики философских учений античности. Он осу­ществил переход от анализа сущности природы и мироздания к рассмотрению вопроса о том, что та­кое человек, в чем его сущность.

Определяя природу человека, Сократ устано­вил приоритет познавательных способностей че­ловека и нравственного начала в человеке: «чело­век — это его душа, т. е. разум и нравственное поведение». Таким образом, возникли две наивыс­шие ценности, которые до сих пор составляли ос­нование образа идеального человека в европейской

культуре.

Согласно Сократу над человеком есть субстан­ция — «Божественный разум, который является началом и единственной причиной всех вещей». В каждом человеке, «в тайниках его души», хра-нится знание, которое можно актуализировать и освободить от ложных мнений с помощью специ-ального искусства, майевтики (дословно — родо-вспоможение; надо отметить, что мать Сократа была повитухой). Сократическая беседа — способ рас крытия знания, которым обладает человек, при этом знание становится доступным своему носителю. По форме такой диалог обладает сходством с совре­менной психотерапевтической беседой, по содер­жанию он чаще всего касается тем, связанных с мо­ралью.

Сократ придерживался мнения, что душа и тело разделены: душа — это разум, она бессмертна и бо­жественна, тело — только инструмент на службе у души.

Учение Платона (427-347 гг. до н. э.). Идеалис­тическое понимание души достигло наивысшего развития в философии Платона — ближайшего уче­ника Сократа. Творческое наследие Платона (36 ра­бот, написанных в форме диалогов) сохранилось почти полностью, поэтому историки имеют доста­точно целостное представление о философии этого ученого.

«Мир идей». Центральным понятием концеп­ции Платона является понятие «мира идей», иде­ального, вечного, истинного бытия, которое сто­ит над материальным миром, миром чувственных вещей или миром небытия. Материальный мир преходящ, тленен и в истинном смысле слова не существует. Платон прибег к следующему доказа­тельству существования мира идей: человеческий разум имеет образы вещей, у которых есть источ­ники в виде реальных предметов внешнего мира, но разум содержит также понятия, которые не име­ют опоры, источников в мире внешней реальности.

К таким понятиям относятся, например, абстракт­ные понятия из области эстетики, этики и морали (благо, справедливость, прекрасное и др.). Источ­ники этих понятий находятся в мире идей.

Учение о душе. Душа — это сущность, которая посредничает между миром идей и миром чувствен­ных (воспринимаемых) вещей. В своем истинном состоянии она является частью мирового духа и пребывает в царстве вечных идей. Души ниспадают на землю и восходят от земли на небо; таким обра­зом, жизнь души циклична и бесконечна. Телес­ность — антагонистичная душе субстанция, которая склоняет душу к худшему. Душа сохраняет опыт телесных воплощений и может страдать, покинув тело, что заставляет человека остерегаться безнрав­ственных поступков. И все же в зависимости от того, насколько нравственно прожита жизнь, последую­щее телесное воплощение души может быть раз­личным («тот, кто предавался распутству и пьян­ству..., перейдут, вероятно, в породу волков или других хищников...»). Анамнезис — припоминание душой прежнего опыта телесных воплощений.

Структура души. Душа имеет трехчастную структуру и локализована в теле: рациональная часть души — разум (головной мозг), иррациональ­ная часть состоит из яростного духа или пыла (серд­це) и вожделеющей души (печень). Благодаря ир­рациональным частям души человек переживает такие страсти, как смелость, честолюбие, справед­ливость («яростный дух») и биологические по требности (вожделеющая душа). Вожделеющая часть души составляет большую часть, она сходна с душой животных. Процессы внутри иррацио­нальной части души по своей природе хаотичны, функция рациональной части души состоит в том, чтобы организовывать и управлять этими процес­сами. Конфликт между рациональной и ирра­циональной частями души обнаруживается в сно­видениях, «раскрывая за внешностью вполне умеренного человека страшный, беззаконный, ди­кий вид желаний» («Республика»). Метафоры структуры души — пастух, пес и стадо овец («Го­сударство»); крылатая упряжка с возницей, за­пряженная двумя лошадьми («Федр»). Психоана­литическая метафора коня (Ид) и наездника (Эго), а также психоаналитическая концепция сна явно навеяны идеями Платона.

Типология личности. Каждая из частей души имеет свою добродетель: разум — мудрость, ярост­ный дух — мужество, вожделеющая душа — воздер­жанность. На основе трехкомпонентной концепции структуры души Платон разработал типологию лич­ности (градации человека) по критерию преобла­дания одной из частей души: мудрец; воин, поэт, ремесленник; раб. Типология носит политическую окраску и является «оправданием» политической структуры общества, в котором жил Платон.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции