История психологии. Лекции — Трехуровневая структура процесса познания

Трехуровневая структура процесса познания

Трехуровневая структура процесса познания. Разум — наиболее значимая часть души, «душа души», поэтому ему уделяется большое внимание в философском учении Платона. Уровни различа­ются по объекту, на который направлено познание.

Мнение — низший вид знания — созерцание объектов чувственного (материального) мира (ме­тафора узника, прикованного в глубине темной пе­щеры, — «Государство»).

Рассудок — объектом познания является мир идей, который постигается не непосредственно, а через промежуточные образы-модели. Примером может служить геометрия, к которой Платон от­носился с большим уважением. В геометрии с по­мощью моделей постигаются метрические характе­ристики пространства.

Разум — высший уровень познания, на котором постигаются идеи, свободные от всякой наглядно-образной составляющей. Здесь «душа направлена к познанию сущности вещей через диалектику». Диалектика Платона — способ от единичного по­средством понятий прийти к общей идее путем со­поставления понятий и отыскания противоречий в них. Этот процесс Платон описал как внутрен­ний диалог, или диалог с внутренним собеседни­ком, подчеркнув, что на высшем уровне познава­тельного процесса человеку не нужен внешний собеседник.

Метафизика (дословно — после физики), или «вторая навигация» — стремление к постижению и необходимость постижения не только мира физи­ческих явлений, но и мира сверхчувственного бы­тия, «мира идей», для чего недостаточно объяснения реальности исходя из физической (натурфи­лософской) причинности.

Философское учение Аристотеля. Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) считают учеником Платона, однако он не являлся приверженцем философии своего учителя в той мере, в какой сам Платон при­нимал философию Сократа. Аристотель был сыном придворного врача и получил сначала медицин­ское, а затем философское образование. Таким образом, его мировоззрение сформировалось до встречи с Платоном. Аристотель заложил основы современного естественно-научного понимания мира. Материалистически ориентированные авто­ры считают Аристотеля самым видным автором ан­тичности, те же, кто ориентирован на поиск отве­тов на метафизические, сущностные вопросы, а также открыт вере, в большей степени разделяют учение Платона. Полярность воззрений этих авто­ров отражена в известной фреске Рафаэля «Афин­ская школа», где Платон и Аристотель изображены в центре, при этом Платон указывает рукой на небо, а Аристотель — на землю.

Согласно философской концепции Аристотеля, мир есть результат взаимодействия двух начал, ма­терии, пассивной субстанции и формы, активного начала, которое обладает организующей функцией относительно материи. Форма составляет сущность вещей.

Учение о душе. Представления о душе изложе­ны Аристотелем в одноименном трактате («О ду ше»). Душа — это форма, или организующее, управ­ляющее начало живой материи; кроме того, душа — это функция живого тела, или то, для чего оно предназначено, его причина и цель (например, зре­ние — это функция глаза и одновременно его душа). Четыре понятия — материя, форма, причи­на и цель — объединены в философии Аристотеля в одно — энтелехия (от греч. entelecheia — целена­правленность). Душа и тело существуют слитно, так как душа является сущностью тела. Она пред­ставляет собой некое органическое вещество -«пневму», которая у животных вырабатывается в крови. В некоторых источниках (Якунин В. А., 1998; Ждан А. К, 1997) концепция души Аристоте­ля называется «сердцецентрической». Субстанция души неоднородна, часть души связана с телом, и она смертна, другая часть имеет божественную сущ­ность, и жизнь ее циклична (как и в философском учении Платона).

Аристотель выделяет так называемые способно­сти (или свойства) души, которые отличаются у представителей живой природы, стоящих на раз­ных ступенях жизни.

Растительная душа обладает свойством уподоб­ления, извлекая из окружающей природы питатель­ные вещества, которые сначала инородны по отно­шению к ней; она уподобляет их согласно своей природе, и за счет этого процесса происходят пита­ние, рост и размножение. Эта способность — общая у растений, животных и человека.

Животная душа обладает свойством восприни­мать образы вещей (сенсорные свойства), пережи­вать аффекты и стремления. Эта способность души свойственна животным и человеку.

Душа человека обладает способностью мыслить и формировать понятия. Этой способностью обла­дает только человек.

В представленном иерархическом построении отчетливо просматриваются элементы эволюцион­ного мышления Аристотеля.

Представления о процессе познания. Позна­ние начинается с восприятия (перцепции), «при­нятия» воспринимающим органом формы предме­та без его материи. Для того чтобы восприятие могло осуществиться, необходимы три условия: наличие воздействующего предмета внешнего мира, проме­жуточная среда, передатчик сигнала (свет — для зрения, воздух — для слуха) и ощущающая способ­ность тела, сконцентрированная в органах чувств. Из всех органов чувств осязание является первич­ным и основным видом чувствительности; кроме того, оно объединяет в себе несколько видов чув­ствительности, (ощущение касания, движения, тем­пературный и болевой виды чувствительности), и на его основе формируется способность ориента­ции организма в трехмерном пространстве. Нельзя не удивиться глубине понимания Аристотелем сути перцепции, современная теория ощущений (Ананьев Б. Г., 1969) вполне согласуется с идеями Аристотеля, в частности, относительно осязания. На следующем этапе познания частные виды перцепции упорядочиваются, сравниваются, объ­единяются в единый класс или разъединяются в центральном органе, локализованном в головном мозге. Аристотель назвал этот орган «общим чув­ствилищем». Если воспользоваться современным языком, то можно сказать, что этот орган ответствен не только за прием и первичную обработку инфор­мации, но и за ее хранение. Прежние впечатления взаимодействуют с вновь поступившими, основной механизм такого взаимодействия — ассоциация (связь). Аристотель описал следующие виды ассо­циаций: по сходству, по противоположности и по временной смежности. Благодаря ассоциациям об­раз предмета может возникать в отсутствие самого предмета. Таким образом, Аристотель впервые опи­сал механизм сохранения и накопления опыта, или процесс научения, и тем самым заложил основы одного из важных течений в психологии XVIII-XIX вв, — ассоциативной психологии. В синтези­рующем органе («общем чувствилише») происхо­дят такие психические процессы, как память, представления и воображение, которые являются процессами-посредниками между перцепцией и мышлением. В зависимости от того, какие опера­ции осуществляются в памяти, Аристотель выде­ляет низшую память, которая хранит копии пред­метов и привязывает события к временной оси (она свойственна человеку и животным), и высшую па­мять, в которую включен процесс мышления.

Мышление (форма форм) — процесс, в котором исчезает наглядно-образное содержание и остается только обобщенное, общезначимое знание.

На основе описанного трехступенчатого позна­вательного процесса формируется индивидуальный разум, погибающий со смертью человека. Однако помимо индивидуального разума существует «ро­довой разум», содержащий «чистые всеобщие фор-мы", вечный и неразрушимый.

Представления об эмоциональных процессах (чувствах и аффектах). Аристотель полагал, что источниками эмоциональных реакций человека яв­ляются внешние события и представления о них. Удовольствие и страдание — результат свободного и затрудненного протекания телесных или душев­ных процессов. Удовольствие делает жизнь полной и цельной. Аффектами Аристотель называл влече­ния и эмоционально насыщенные состояния стра­ха, гнева, ненависти, зависти, радости и др. Аффект вызван внешним событием и вынуждает человека действовать непроизвольно. Обсуждая проблему аффекта, Аристотель ввел понятие катарсиса, как очищения аффекта. Этот термин он позаимствовал у Гиппократа. Катарсис — лечение болезни с по­мощью выпускания накопившихся лишних соков, например кровопускание как процедура, восстанав­ливающая баланс четырех жидких сред организма. «Трагедия при помощи сострадания и страха поз­воляет достичь очищения аффектов», или катарси­са (Александер Ф., Селестик Ш., 1995). Так Аристотель предвосхитил один из важных механизмов психотерапевтического лечения, заново открытый в XX в. 3. Фрейдом и Я. Л. Морено,

Представление о характере. Типология харак­теров Теофраста, Аристотель считал, что харак­тер — не природное свойство человека, а результат прижизненного опыта. Тем не менее отдельным воз­растам свойственны определенные черты характе­ра, положение на социальной лестнице также фор­мирует определенный характер. Ученик Аристотеля Теофраст (370-288 гг. до н. э.) в своем трактате «Ха­рактеристики» дал описание 30 характеров. Крите­рием для создания этой, возможно, одной из пер­вых типологий явилось наблюдаемое поведение. Интересно обратиться к первоначальному значе­нию столь широко используемого слова «характер» (от греч. charakter — черта, особенность, изображе­ние) — это знак, который наносился на межевой ка­мень в поле, знак принадлежности данной земли определенному хозяину.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции