История психологии. Лекции — Психологические идеи поздней античности

Психологические идеи поздней античности

Во II в. до н. э. после распада Греции политиче­ским и экономическим центром стал Рим, однако культуры завоеванных стран, и особенно Греции, продолжали сильно влиять на Римскую империю. В I в. н. э. христианство признается государствен­ной религией Римской империи, а в IV в. Выходит за пределы Рима. Психологические идеи этого пе­риода сильно окрашены религиозным, духовным содержанием.

Неоплатонизм Плотина (205-270 гг.) и концеп­ция эманации души. Плотин — один из крупней­ших философов раннего христианства. Религиоз­ные ценности отрешенности, смирения, уединения и погруженности в себя получили теологическое обоснование в философии Плотина. Концепция мироздания и человека в нем, названная эманаци­ей души (от лат. emanatio — истечение), выглядит следующим образом. Первая ипостась — Абсолют (или Единое) — самопродуцирующая активность, благо, которое творит само себя, причина себя, то, что существует в себе и для себя, — «causa sui» (при­чина самого себя). Все сущее изливается из Едино­го иррадиирующими лучами, волнами тепла. Вто­рая — Нус (или Дух) — интеллектуальное начало. Третья — Душа разумная проистекает из Духа, ее предназначение — управлять чувственным миром и упорядочивать его. Индивидуальная душа соедине­на с физическим телом. Последний и самый низший уровень воплощения — материя. Душа разумная мо­жет быть обращена вверх, к чистой мировой Душе — Духу или вниз, к грешной материи, но жизненное предназначение человека — соединиться с мировой Душой, утратив собственную индивидуальность.

Христианская философия Августина Блажен­ного (354-430 гг.). Августин Блаженный (Аврелий Августин, Святой Августин) — сложная, противоречивая фигура рубежа поздней античности и раннего средневековья. Значение его как ученого определяется тем, что он открыл новую форму фи­лософских размышлений — философствование в вере, полагая, что вера и разум взаимно дополня­ют друг друга, а понимание — это вознаграждение веры («Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы ра­зуметь»), Августин признавал ложным античный путь познания через свободный индивидуальный поиск, основанный на рациональном, утверждая, что только христианский путь, основанный пре­имущественно на вере, ведет к истине. С филосо­фии Августина начинаются перелом и разделение теологической и философской традиций. Всю фи­лософию Августина можно охарактеризовать как теоцентрическию (от греч. теос — бог), так как понимание бога является в ней центральным.

В начале своей жизни Августин был ритором, т. е. учителем в светской школе; после прочтения трактатов Цицерона обратился к философии и пре­имущественно к работам Плотина, который по духу был ему ближе всех. В возрасте 33 лет принял кре­щение, умер в сане епископа в североафриканском г. Гиппоне. Наиболее известной его работой, ше­девром поздней античности считается «Исповедь», написанная в 397 г., явившаяся новым философ-ско-психологическим жанром исповедальной авто­биографии.

Представления о душе. Душа — самобытная субстанция — не содержит в себе ничего матери ального, создана богом и бессмертна. Она имеет функции мышления, памяти и воли, отличается от тела совершенством. Душа познает бога, а тело пре­пятствует этому познанию, поэтому, подавляя чув­ственные наслаждения, человек помогает душе со­вершать свой путь познания. Основу духовной жизни составляет воля, из чего следует, что челове­ческую сущность определяет не разум, а его дея­тельное начало — активная воля.

Представления о познании также носят выра­женный религиозный характер. Бог — это объект познания, причина познания и инструмент позна­ния. В познании открываются сущностные вещи, оно метафизично.

Этика Святого Августина. Цель человеческой жизни — счастье, состоящее из познания бога и ис­пытания души. Познание бога возможно только с помощью глубокого погружения в себя, узнавания себя («Это лишь видимость, что люди черпают свои знания из окружающего мира, в действительности они находят их в глубинах собственного духа»; «Лучшее, конечно, то, что внутри меня»). В этике нет жесткого противопоставления добра и зла: доб­ро абсолютно, а зло — это отсутствие добра или не­кая начальная ступень добра, на которой его еще нет. Зло возникает там, где ничего не делается хо­рошо в силу гордыни либо вожделенности. Соглас­но этой логике и тому, что наблюдаемо, мир состоит из двух миров: «Града Божьего», где правят любовь к богу и презренье к себе, и «Града Земного» — мира государственности, или социальной жизни чело­века, основанной на любви к себе и презрении к богу.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции