История психологии. Лекции — Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения

Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения

«Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психо­логии» — знаменитая работа К. Левина (1990), на­писанная в 1931 г., в которой он сделал попытку проанализировать изменения, произошедшие в сти­ле научного мышления ученых эпохи античности и эпохи Возрождения. Эти эпохи разделяет времен­ной период около XVII-XVIII вв. Наиболее суще­ственные изменения в способах научного мышле­ния произошли в следующих аспектах.

Изменился характер научных суждений: если для эпохи античности были характерны так назы­ваемые ценностные (или оценочные) суждения, т. е. суждения с позиции «хорошо—плохо», то для эпо­хи Возрождения — безоценочные суждения о явле­ниях мира, но таких, какие они есть, независимо от того, «нравятся ли они человеку или нет».

Изменился тип классификаций: на смену дихо­томическим (двучленным, двоичным) пришли многочленные классификации, с помощью которых могли быть найдены более общие основания для понимания и описания широкого круга явлений, ко­торые, на первый взгляд, казались несвязанными.

Новое понимание закономерности и случайнос­ти также характерно для периода великих астро­номических открытий. В аристотелевское время закономерными считались только регулярно повто­ряющиеся события, события с низкой периодич­ностью считались случайными и выпадали из поля зрения наблюдателя. Такое внимание к строгой пе­риодичности связано со стремлением античного человека представить хаотичный мир объяснимым и предсказуемым. На заре своей истории человече­ство тоже было нетерпимо к неопределенности. Позднее случайные и единичные события стали рас­сматриваться как закономерные, ученые обратили внимание на события и явления с низкой перио­дичностью.

Изменились представления о взаимоотношени­ях предметов физического мира с окружающей сре­дой. В период античности считалось, что свойства предмета заложены в его уникальной природе не­зависимо от среды, в которой он находится. С ут­верждением геоцентрической концепции мира сформировалось представление о том, что прояв­ленные свойства предмета — результат взаимо­действия его уникальной природы и окружающей среды.

Проведенный К. Левиным анализ позволил кри­тически взглянуть на положение дел в психологии и обнаружить, что по ряду критериев (оценочные суждения, двучленные классификации, игнориро­вание ситуационных факторов и др.) некоторые психологические концепции XX в. соответствуют стилю научного мышления периода античности.

Наряду с расцветом наук, искусств и ремесел для эпохи Возрождения характерна вторая со­ставляющая культурной жизни, связанная с рос­том религиозного прессинга и широким распро­странением демонологии. В наибольшей степени эта регрессивная составляющая отразилась на психиатрии, где душевная болезнь считалась рас­платой за грехи.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции