Лекции по зоопсихологии. Часть 1 — Отбор раздражителей

Отбор раздражителей

Наконец, сейчас будет рассмотрен еще один вопрос, связанный с одной из важных закономерностью восприятия у животных, которая в литературе называется либо отбором раздражителей, либо фильтрацией стимулов. В своей книге “Прогулки по миру животных и миру людей” немецкий этолог Якоб фон Икскюль так описывает эту закономерность восприятия животных на примере самки клеща: “Клещ заползает на куст и устраивается в таком месте, откуда он может упасть прямо на спину пробегающего зверя. Он может месяцами оставаться на ветке, не реагируя на звуки, запахи и другие изменения до тех пор, пока не уловит специфический раздражитель, который действует как сигнал отцепиться от ветки. Этот раздражитель — запах масляной кислоты, которая выделяется кожными железами млекопитающих. Из сотен раздражителей, на которые клещ мог бы отреагировать, он выбирает лишь этот единственный, словно “лакомка”, который выковыривает изюминки из пирога”. О чем говорит данный пример? В каждый момент времени органы чувств животного испытывают воздействие самых разнообразных форм физической энергии: это может быть солнечное излучение, какие-то запахи, тактильные ощущения, определенные звуки и т.д. Но, не смотря на это, животное в каждый данный момент реагирует только на некоторые раздражители или, в крайнем случае, только на какой-нибудь один. Другими словами, животное реагирует на внешний мир избирательно. Эта особенность является всеобщей, она характерна также и для восприятия человека. Частным случаем отбора раздражителей у человека является избирательность внимания. Например, человек, сосредоточивший внимание на чтении книги, не замечает звуков, доносящихся из вне. При этом слуховая сенсорная система регистрирует эти звуки, но они не выходят на уровень сознания, не субъективизируются. У животных, как будет показано ниже, также присутствует феномен избирательности внимания.

Отбор раздражителей — это закономерность в восприятии, заключающаяся в реагировании только на те явления, которые в данный момент важны животному и игнорирование остальных.

Виды отбора раздражителей.

Существует несколько типов отбора раздражителей. В этологической литературе выделяют врожденные и приобретенные формы фильтрации стимулов, а также отбор раздражителей, связанный с особенностью органов чувств животных.

Врожденный отбор раздражителей.

Примером врожденного отбора раздражителей может служить избирательное реагирование самца бархатницы во время брачного периода на светлость, размеры и характер движения самки, и игнорирование ее цвета и формы. При этом цвет и форма объектов прекрасно опознаются самцом в другие периода жизни. В частности, показано, что бабочки бархатницы хорошо различают цвет и форму цветов во время пищедобывательного поведения, когда они облетают их в поисках нектара. Следовательно, обратит ли внимание самец на цвет объекта или нет, зависит от того, чем он в это время занят. Данное предпочтение в реагировании на определенные признаки объектов в разные периоды жизни у бархатницы является по терминологии ранних этологов врожденным, а не приобретенным. То есть, оно является не результатом научения, а жестко генетически запрограммировано у данного вида животных. Подобные рассуждения ранних этологов являются не совсем верными, потому что разделение форм поведения на врожденные и приобретенные не является корректным. Как будет показано дальше, любое поведение развивается не только под влиянием генетической программы, но при обязательном участии внешней среды. Проблема врожденности и приобретённости будет более подробно обсуждаться в лекции о развитии поведения в онтогенезе.

Формы приобретенного отбора раздражителей.

Можно выделить две формы отбора раздражителей, которые проявляются только после предварительного научения. Это, так называемый, поисковый образ и избирательное внимание.

Поисковый образ.

Если человеку дать рисунок, на котором будут изображены замаскированные насекомые, то он может долгое время их не замечать. Но, как только он увидит одно из них, он сразу же быстро найдет и других насекомых. Другими словами, пока в мозге человека не сформировался поисковый образ насекомого, он не осознает того, что на самом деле видит их на рисунке. С точки зрения психологии восприятия, человек в данном случае должен как бы “наложить” на поступающую извне информацию некую “памятную сетку”, выдвинуть гипотезу, описывающую эту внешнюю информацию исходя из своего прошлого опыта. Только после этого у него появляется субъективный образ восприятия. Нечто подобное наблюдается и у животных. Например, голодная жаба, которую в течение продолжительного времени кормили только дождевыми червями, будет бросаться только на предметы продолговатой формы и игнорировать съедобные для нее объекты округлой формы, например, пауков. Наоборот, жаба, которую кормили только пауками, будет игнорировать червяков. Другими словами, у жабы в результате предварительного обучения формируется поисковый образ пищи, в соответствии с которым она отбирает из внешней среды только определенного рода раздражители, не замечая остальные. Если у жабы поисковый образ вырабатывается в результате довольно длительного периода обучения, то у более высокоорганизованных животных он может сформироваться очень быстро. В связи с этим можно привести пример известного эксперимента, который провел американский зоопсихолог Эдвард Толмен на приматах. Если на глазах у голодной обезьяны под коробкой спрятать банан, а затем незаметно заменить его чем-нибудь менее вкусным, например, листом салата, то обезьяна, открыв коробку и не обнаружив там банана, не замечает салат и явно продолжает поиски более вкусного плода. Здесь можно говорить об экстренном формировании у примата поискового образа, в соответствии с которым у нее идет отбор внешних раздражителей в этой ситуации. Субъективно это, вероятно, проявляется в том, что она просто не замечает другого предмета, хотя он также может удовлетворить ее потребность в пище. Эта ситуация похожа на случай, который произошел с Якобом фон Икскюлем. Он не заметил на обеденном столе стеклянного графина, ожидая увидеть глиняный кувшин, в котором всегда подавали воду. Он объяснил это тем, что “образ искомого” кувшина не “сливался” у него определенное время с видом графина.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии Лекции по зоопсихологии. Часть 1