Основные понятия христианства — История разделения церквей

История разделения церквей

Римская церковь пользовалась особым почетом среди христиан уже в древности. Причины: апостольский престол, освященный именами и кровью Петра и Павла; место Петра среди других апостолов (по Евангелию); единственный миссионерский центр на Западе; ассоциация с «вечным городом»; роль пап в борьбе с ересями на соборах. Однако уже со 2 в. зарождается особое «римское самосознание»: «председательство в любви» (Игнатий Антиохийский) сменяется «председательством во власти». Ультиматум папы Виктора в принятии «римской Пасхи». Признание на Востоке вселенского значения Рима сопровождается реакцией на специфически римское истолкование этого значения («обычай таков, чтобы здесь — в Риме — совершалось правосудие»). Признание равных прав Константинополя и Рима на 2-м вселенском соборе вызывает обиду у пап. Первая схизма (раскол) Востока и Запада (484-518): папа Феликс низложил патриарха Акакия за уступки монофизитам.

На Востоке Церковь скоро слилась с государством (цезарепапизм), императоры часто оказывали давление на пап. На Западе, напротив, папа часто оказывался земным вождем не меньше, чем духовным (папа Лев и гунны, Григорий и лангобарды). Варварские короли искали поддержки у церкви и получали в обмен земную власть. Отчаянное положение Италии и невозможность добиться поддержки от Византии бросили пап в лапы франкских королей. Со времен Пипина римская церковь образовала «государство в государстве» (папоцезаризм). При Каролингах папа вмешивается в семейное дело Лотаря. Вынужденная брать власть в эпоху падения империи, западная церковь стала считать это нормальным и ставить себе в заслугу. Уже с раздела империи (395) церковный Запад и Восток составляют два мира, мало знающие друг друга. Когда эти два мира вновь встретились, они оказались друг другу не нужными. В 9 в. кризис отношений: патриарх Фотий и папа Николай. Спор идет по поводу земель, но аргументами служат догматические различия. Окончательный раздел в 1054. Отрицательное отношение к Риму Константинополя усилилось в эпоху крестовых походов и Латинской империи (1204).

С 10 в. пап освобождает от власти римской знати император Оттон, но тут Рим попадает в новую зависимость от немецких государей. Реакция — борьба Григория и Генриха в конце 11 в. При поддержке итальянских городов папству удается уничтожить ненавистную династию Гогенштауфенов, однако в 14 в. начинается «авиньонское пленение пап» (зависимость от Франции). В борьбе со светской властью папы опираются на монашеские ордена и отстаивают независимость церкви от государства.

Разделение церквей имело поводом разногласия догматические и организационные и подкреплялось политической борьбой. «Восточно-православная» церковь обвиняет Запад в недопустимых догматических новшествах («латинская ересь»). Западная «римско-католическая» церковь видит в разделении раскол («греческая схизма»), вызванный нежеланием признать авторитет папы. Главные различия церквей составляют: 1) учение об исхождении Духа Святого (западное «филиокве» — и от Сына); 2) Учение о непорочном зачатии Девы Марии (мнение Запада); 3) непогрешимость и главенство папы. Частные различия касаются обрядов и обычаев (на Западе — безбрачие духовенства, причащение мирян одним хлебом, опресноки вместо квасного хлеба, индульгенции, и т.п.). В целом западная церковь имеет более организованный и активный характер, более широкие связи с миром, благотворительность. Восточная церковь всегда более ценила углубленную молитву, созерцательность, внутреннюю духовную работу (образы Марфы и Марии).

В 16 в. — раскол западной церкви, появилась новая конфессия, буржуазная по духу — протестантизм, или реформация. Отстаивает индивидуализм в делах веры, упрощает обрядность, отвергает иконы, культ святых и Девы Марии, иерархию. Переносит центр тяжести с церковных форм религиозной жизни на отдельную личность и ее совершенствование. Разделяет сферы влияния духовной власти церкви и светской власти государства. Отстаивает ценность «мирского призвания и мирской аскезы».

Возникновение, история и типология христианского монашества

Монах от монос (греч.) «одинокий». В религиях Востока уединение монахов направлено на личное совершенствование и достижение нирваны (слияние с мировым духом). В христианском монашестве акцентируется не только личное спасение от греха, но и покаянное моление о грехах мира. «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи» (Серафим Саровский). Аскеза, умерщвление плоти не самоцельна (ибо тело не считается само по себе источником зла), но направлена на ограничение греховной воли. Обеты: целомудрие, нестяжание, послушание.

Происхождение: 1) древнейший обычай отшельничества (первый христианский отшельник — Павел Фивейский), 2) выделение внутри христианских общин людей (в том числе женщин-вдов), всецело посвящавших себя служению Богу.

Главные типы: 1) отшельничество (основатель Антоний Великий, 3-4 вв.), 2) киновия-общежитие (Пахомий Великий, 4 в.). Монашество особенно расцвело с 4 в. вследствие некоторого «обмирщения» христианства по превращении его в государственную религию. После прекращения гонений монашество стало в некоторой степени заменой мученичества (как «смерть для греха», уход от мира с его страстями и стремление к уподоблению Христу, откуда термин преподобный).

Формы киновии:

1) лавра — собрание отдельных келий в пустыне, общая трапеза и устав, слабая организация труда, суровая аскеза. Так жили Арсений Великий и Макарий Египетский. В противовес киновии продолжали развиваться крайние формы отшельничества — столпники, молчальники.

2) На Востоке Василий Великий (4 в.) смягчил суровость устава Пахомия, переместил монастыри в города, уделял внимание книжной учености. На Западе подобные ученые монашеские группы сложились вокруг Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Августина Блаженного (4-5 вв.). Ирландские монахи сохраняли более аскетические и даже отшельнические формы (связи с Египтом через южную Галлию), хотя и у них преобладало общежитие с большой властью аббата (св. Колумба на о. Иона).

3) Для развития киновийного монашества в Галлии много сделали Иоанн Кассиан и Мартин Турский (5 в.), а также ирландец Колумбан (7 в.). В силу географических условий на Западе невозможно «пустынножительство», для пропитания требуется земледелие и связь с миром. Растет ученость вследствие притока знатных людей, спасавшихся от гуннов.

4) Западное монашество достигает расцвета в деятельности и уставе Бенедикта Нурсийского, основавшего в 6 в. монастырь в Монте-Кассино (Италия). Бенедикт делал акцент не на аскезе, а на четкой организации совместного труда монахов и полном послушании аббату. В соединении с уставом знатного римлянина Кассиодора (придававшем значение учености), бенедиктинский устав распространился по всему Западу, особенно в Англии 7 в. и Германии 8 в. (благодаря английским миссионерам), и содействовал развитию культуры (монастырь Фульда в Германии). Этот устав поддержал в 9 в. Бенедикт Аньянский, сподвижник Людовика Благочестивого, а также монастырская конгрегация Клюни — с десятого века. В 12 в. на Западе возникают отдельные монашеские ордена, которые берет под свою опеку папа римский — францисканцы и доминиканцы (первые распространяли евангельские идеалы в городах, а вторые боролись с ересями).

Западное монашество изначально отличалось более деятельной связью с миром, в то время как восточное носило более созерцательный характер, хотя и на Востоке монахи проявляли активность в богословских спорах (ср. Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин). Рост монастырей на Востоке связан с их поддержкой императорами. Однако наибольшее значение здесь приобретают более удаленные от мира монастыри и отшельники (Афон). С опытом афонского монашества связан «исихазм» — учение Григория Паламы (14 в.) о мистическом смысле молчания, творении «молитвы Иисусовой» как призывания Имени Божия и особых исходящих от Него энергиях.

Вы здесь: Главная Религия Религия и религиоведение Основные понятия христианства