Курс лекций по теме “Семьеведение” — Адекватное и неадекватное поведение ребенка

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. В такой ситуации ребенок чувствует, что он не соответствует родительским требованиям. Например, если ребенку все время родители говорят, что он некрасив, то у него формируются комплексы, от которых в последствии очень сложно избавиться. Неадекватность поведения может проявляться и у ребенка с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, за мелочи и даже незначительные достижения дарят подарки, приучая его к материальному вознаграждению. Ребенка в такой семье наказывают редко, система требования очень мягкая.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с заниженной самооценкой (но не обязательно очень низкой) пользуются в семье большей свободой, но эта свобода, по сути, ‑ бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Для формирования адекватного поведения ребенка необходима гибкая система наказаний и похвалы. Нельзя гипертрофированно восхищаться или слишком сильно хвалить ребенка в его присутствии, часто дарить подарки за те или иные конкретные детские поступки. Ребенка наказывают, но достаточно редко, сама система требований достаточно мягкая.

Школьная успеваемость ‑ важный критерий оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение ребенка к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. В результате у него на первый план выходят те качества, которые больше всего волнуют его родителей ‑ поддержание престижа. Например, родители часто задают ребенку такие вопросы: «А кто еще получил пятерку?», «Тебя сегодня не ругали в школе?» и т. д. Соответственно в самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни. Например, такие как: «В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?», или вообще мало что волнует ‑ школьная жизнь в семье не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу ребенка: «Ничего особенного», «Все нормально».

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка ‑ то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и мотивацией рассчитывают только на успех, их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в детском возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, непосильные для ребенка требования. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется установка на неуспех. Неуверенность в себе ведет к ряду других особенностей: желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Родители, недовольные снижающейся продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, чем усиливают эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые не должны преувеличенно концентрировать свое внимание на малейших достижениях ребенка, порицать его за отдельные недочеты. Тем самым они снижают уровень тревожности ребенка и этим способствуют успешному выполнению им учебных заданий.

Второй вариант неблагоприятного развития ситуации ‑ демонстративность ‑ особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Или ребенку оказывается достаточное внимание, но оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. Например, считая «Лучше пусть ругают, чем не замечают». Задача взрослых в этой ситуации ‑ обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать только за крупные. Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку. И если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема ‑ постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка ‑ недостаток похвалы.

Третий вариант ‑ «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Такие дети испытывают сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Помимо типа отношения родителей и типа воспитания, формирование личности ребенка в семье во многом определяется родительскими директивами, которые могут стать источником семейных конфликтов и многих эмоциональных проблем ребенка, как в настоящем, так и в будущем. Под директивой понимается скрытое, косвенное приказание, не явно сформулированное словами или обозначенное действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством вины перед родителями). При этом истинных причин своей вины ребенок осознать не может. Только исполняя директивы, ребенок чувствует себя «хорошим». Директива — это своеобразное «скрытое послание» родителя ребенку, поучение. Сами родители могут даже не осознавать до конца всю глубину содержания, заключенного в директиве.

Психологи В.К. Лосева и А.П. Луньков выделяют 12 директив, негативно влияющих на формирование личности ребенка, в которых отражен скрытый глубокий смысл послания родителей ребенку (см. Приложение 1). Эти директивы имели в прошлом положительное назначение, являясь концентрированным опытом выживания нескольких поколений семьи в реальных исторических условиях. Но историческая ситуация изменилась, а директивы как некое инертное знание продолжают передаваться от поколения к поколению, порождая психологические, социальные и педагогические проблемы и конфликты.

При рассмотрении типа детско-родительских отношений нельзя не уделить внимание понятию «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной, ее содержание определяется той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно:

¾ ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом он выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира;

¾ ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие, выполняя роль объекта социальной презентации;

¾ ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

Положение ребенка в семье также характеризуется и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка:

¾ «Кумир» («мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему социум не принимает его так, как собственная семья.

¾ «Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.

¾ «Делегат». Через ребенка семья контактирует с социумом, позиционируя себя как успешную социальную группу. От ребенка родители ждут воплощения собственных несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.).

Вы здесь: Главная Социальная работа Курс лекций по теме “Семьеведение”