Медико-социальная реабилитация: Лекция 1

История формирования медицинской и социальной помощи больным и инвалидам

Общая характеристика и содержание понятия «реабилитация»


Помощь больным в античный период. На всех этапах своего развития общество не могло оставаться без­различным к тем, кто имел те или иные нарушения физических и психических качеств. Но на протяжении тысячелетий эти взаимоотноше­ния в большей своей части складывались в форме преследования или пренебрежения к людям с физическими и умственными де­фектами. Только несколько последних столетий начало происхо­дить изменение в сторону сострадания, оказания помощи и при­нятия обществом.

С античных времен отношение к слабым и беспомощным лю­дям определялось страхом и невежественностью, мифологическо-религиозными защитными механизмами и стремлением обез­опасить свое сообщество. Несмотря на формирование элементар­ных медицинских знаний, и приемов оказания помощи больным и раненым уже у первобытных людей, в суровом мире первобыт­но-общинного строя и древних цивилизаций выживали только сильнейшие — те, кто мог обеспечить себе пропитание, без­опасность и элементарно заботиться о сохранении собственного потомства; остальные погибали или их умерщвляли. Спартанцы избавлялись от уродливых и больных младенцев, сбрасывая их с высокой скалы в море. Умерщвление детей с дефектами разви­тия в Древних Риме и Греции считалось необходимым для обще­го блага.

Позже развитие христианства, которое проповедовало любовь к ближнему, переориентировало общество на сочувствие и оказа­ние помощи тем, кто был слабее других, калекам и слабоумным. Такое явление, как по­дача милостыни нищим, увечным, слабоумным, развилось на благоприятной почве древней народной традиции милосердия к ближнему, сострадания к чужой беде, что особенно было свой­ственно славянским народам. Многие брали в семьи на воспита­ние умственно отсталых детей, давали приют раненым воинам, принимали на постой нищенствующих странников — калек и ду­шевно больных. Такой вид помощи был своеобразной обществен­ной повинностью.

Монастырско-церковные формы призрения на Руси. На Руси, начиная с X в. основные виды помощи страждущим были связаны с княжеской защитой и попечительством. Великий князь киевский Владимир Креститель Уставом 996 г. вменил в обя­занность духовенству заниматься общественным призрением, оп­ределив десятину на содержание монастырей, богаделен и боль­ниц. Из удельных князей своим нищелюбием славился Николай Давыдович, построивший в первой половине XII в. в Киеве боль­ничный монастырь.

Большое значение в становлении общественной (в современ­ном понятии — социальной) и медицинской помощи сыграли монастырско-церковные формы призрения. Монастыри оказывали приют и помощь жертвам войны (раненым, увечным) и больным. Так, в 1612 г. на территории Троице-Сергиевой лавры был открыт первый временный госпиталь для раненых воинов. Условно можно сказать, что монастыр­ские приюты были первыми реабилитационными учреждениями. Больные и увечные люди не только получали там кров и пропита­ние, но и посильно трудились, выполняя подсобные и хозяй­ственные работы.

Первые формы государственных служб по уходу за немощны­ми в России появились лишь в период правления Иоанна Грозно­го (1551). Петр I стремился сосредоточить в своих руках и свет­скую, и духовную власть. Он разработал основы государственной политики в области призрения и государственного управления де­ятельностью монастырями. В 1701-1724 гг. был издан целый ряд указов, в которых Петр I пытался систематизировать нуждающихся по причинам их нужды и опре­делять помощь в соответствии с этой нуждой. Однако основные обязанности по обеспечению призрения по-прежнему сохранялись за общественными форма­ми попечительства вплоть до конца XVIII в.

Развитие благотворительности в России. Учрежденные в 1775 г. Екатериной Великой приказы Обще­ственного призрения (прообразы комитетов соцзащиты) просу­ществовали более 100 лет. Приказы были образованы в каждой губернии, в их состав входили дома умалишенных, трудовые и исправительные колонии. Затем возникло Ведомство учреждений императрицы Марии, а ее сын Александр I основал Император­ское человеколюбивое общество. В этот период поощряются благотворительность дворянского сословия, меценатство, устройство благотворительных и лечеб­ных заведений частными лицами.

Основы частной благотворительности были заложены еще в XVII в. Например, в 1656 г. была открыта «больница Федора Ртищева» для приюта неизлечимых больных, слепых, стариков, которые содержались на добровольные пожертвования населения. В 1810 г. графом Шереметьевым был построен Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского). В нем бесплатная помощь оказывалась не только в период госпитализации, но и при выписке — бедные люди снабжались деньгами на проезд домой, одеждой, костыля­ми, бандажами и прочимыми необходимыми средствами.

Наиболее активное развитие медицинской и социальной помо­щи наблюдалось в период земства. Открывались новые лечебные заве­дения, специализированные больницы — дома для умалишенных, для инфекционных больных. Начала оформляться и организацион­ная структура общественного призрения: создавались богадельни, инвалидные дома, ночные и дневные приюты для инвалидов, дома для неизлечимых больных, организовывались патронажные формы обслуживания душевно или малоимущих больных, бесплатные сто­ловые для обездоленных, трудовые мастерские.

С 1861 по 1899 г. происходил резкий подъем благотворительно­го движения. К концу XIX в. в России насчитыва­лось 3555 благотворительных обществ, попечительств, учрежде­ний (причем три четверти из них были частными).

В 1871 г. открыт институт для слепых девочек, а через 10 лет учреждено Мариинское попечительство для призрения сле­пых. К концу века в Ведомстве учреждений императрицы Марии существовало 21 училище (2 столичных и 19 в губерниях) для детей обоих полов, лишенных зрения. В них воспитывались, обу­чались грамоте и ремеслам свыше 700 детей. Кроме того, имелось 6 заведений для взрослых слепых. В специальном училище по при­зрению глухонемых воспитывалось до 200 детей интернами и до 50 — экстернами. Благода­ря усовершенствованным способам обучения до 60 % учащихся начинали говорить.

В 1885 г. в типографии для слепых, которую устроила помещица Анна Адлер, была напечатана шрифтом Брайля первая книга на русском языке. К началу XX в. в России уже существовало не­сколько десятков школ для слепых, тогда же появился журнал «Слепец».

В 1913 г. благодаря издателю П. Пезаровиусу начала выходить газета «Русский инвалид» (с 1916 г. — ежедневно), уделявшая внимание, прежде всего, ветеранам и издававшаяся вплоть до Ок­тябрьской революции.

В Крымскую, Русско-турецкую и Русско-японскую войны стали возникать общины сестер милосердия. У истоков первой из них — Крестовоздвиженской, где готовили сестер милосердия для оказания помощи раненым воинам в госпиталях и на поле боя — стояли великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург И. Пирогов. Впослед­ствии этот опыт был распространен, многие из их функций перешли к обществу Крас­ного Креста. В период Первой мировой войны раненые солдаты направлялись в военные инвалидные дома и богадельни, которые находились в ведении Комитета Импера­торского человеколюбивого общества.

Вы здесь: Главная Социальная работа Медико-социальная реабилитация: Лекция 1