Медико-социальная реабилитация: Лекция 2 — Направления и содержание социальной реабилитации

Направления и содержание социальной реабилитации

Сущность социальной реабилитации. Социальная реабилитация больных и инвалидов — понятие широкое и емкое. Оно включает в себя адаптацию и приспособление инва­лида к самому себе, адаптацию его в обществе, в окружающей среде. Больной человек или инвалид должен научиться жить и тру­диться в ином качестве, и, кроме того, стремиться по возможно­сти максимально восстановить свой социальный, семейный и профессиональный статус. Помочь ему в этом призвана социальная реабилитация.

Социальная реабилитация инвалидов - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социалъно-средовых усло­виях и приспособления их к потребностям инвалидов.

В зависимости от характера и специфики перенесенного заболевания у больных и инвалидов возникают различные огра­ничения жизнедеятельности, которые вызывают те или иные виды социальной недостаточности: нарушение способности; нарушение способности передвижения; нарушение способности к трудовой деятельности; нарушение способности к обучению; нарушение способности к ориентации; нарушение способности к общению; нарушение способности контролировать свое поведение.

В технологиях собственно социальной реабилитации (в узком смысле слова) можно выделить два направления — социально-бытовую и социально-средовую реабилитации, которые, в свою очередь, будут осуществляться путем ориентации, образования, адаптации и устройства в соответствующей социальной среде.

Социально-бытовая реабилитация заключается в приобретении больным или восстановлении утраченных в результате болезни навыков самообслуживания и деятельности в быту, в приспособ­лении к новым условиям жизни.

Социально-бытовое устройство составляет важный компонент социально-бытовой реабилитации, отражая состояние обеспече­ния инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомога­тельных помещений. Обеспечению комфортной и безопасной жи­лой среды в настоящее время уделяется особое внимание со сто­роны государственных структур. Законодательно для инвалидов предусматриваются увеличение санитарных норм жилой площа­ди, ее архитектурно-планировочные изменения.

В задачи социально-бытовой ориентации входит обучение чело­века самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать ее состояние, адекват­но реагировать на изменения, происходящие в ней. В процессе ориентации осуществляется ознакомление инвалида с предмета­ми и окружением социально-бытового назначения (в собствен­ной квартире или специализированном учреждении). Социально-бытовая ориентация особенно важна для лиц с нарушением зре­ния, психическими расстройствами, при изменении привычной среды обитания.

Большое значение приобретает обучение инвалидов навыкам самообеспечения в быту, персональной сохранности, по вопро­сам диетотерапии, режима дня, пользованию лекарственными средствами, вспомогательными приборами и техническими уст­ройствами. Важно также обучение и просвещение членов семьи инвалида по различным вопросам: о характере имеющегося у инвалида заболе­вания, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических и физиологических проблемах, видах и формах социально-бытовой помощи инвалидам, видах тех­нических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации.

Социалъно-средовая реабилитация имеет своей целью создание оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, восстановление способности инвалида к жизни в обще­стве.

Социально-средовая реабилитация подразумевает два процес­са — приспособление социальной среды к специфическим воз­можностям инвалидов, устранение препятствий к независимому существованию в условиях окружающей среды и в производст­венной сфере, с одной стороны, и обучение инвалида жить в обычном социуме и быть интегрированным в общество — с дру­гой. Социально-средовое образование — это процесс обучения инди­вида навыкам пользования средой, навыкам перемещения в ок­ружающей среде, пользования транспортом, умению самостоя­тельно приобретать продукты и вещи, посещать общественные места. Сюда же относится и обучение социальной независимости, направленное на возможность самостоятельного проживания, рас­поряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, уча­ствовать в общественной деятельности.

социальная реабилита­ция инвалидов — это многоаспектный длительный процесс, не­разрывно связанный с медицинской, психологической и профес­сионально-трудовой реабилитацией.

Вы здесь: Главная Социальная работа Медико-социальная реабилитация: Лекция 2