Медико-социальная реабилитация: Лекция 3 — Особенности медико-социальной реабилитации больных с психическими нарушениями

Особенности медико-социальной реабилитации больных с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью

 

 

Актуальность развития системы медико-социальной реабилитации людей, страдающих психическими расстройствами. Инвалиды с психическими расстройствами относятся к наи­более социально дезадаптированным группам населения. В об­щей структуре инвалидности по классам болезни психические заболевания занимают третье ранговое место и составляют 10 %. В структуре детской инвалидности по ее причинам умственная отсталость и нервно-психические заболевания составляют около трети.

По длительности сроков инвалидности психические заболева­ния занимают первое место. Почти 95 % инвалидов, признанных нетрудоспособными в связи с психическим заболеванием и ум­ственной отсталостью, остаются на пенсионном обеспечении по­жизненно.

Инвалидность по психическим заболева­ниям характеризуется значительной тяжестью: 93,2 % психически больных инвалидов имеют I или II группу. Число работающих пси­хически больных-инвалидов крайне низкое — 4,8 % от общего их числа (менее 50 тыс. человек). При этом 540 тыс. психически боль­ных, находящихся в трудоспособном возрасте и не имеющих ин­валидности, не работают. Общее число пси­хически больных, не занятых трудом, составляет более 1 млн. че­ловек.

Общая характеристика нарушений жизнедеятельности в результате психических расстройств. Психические расстройства отличаются большой вариабельно­стью как по клиническим особенностям, тем или иным проявле­ниям психической дезорганизации, так и по степени ее выражен­ности. К наиболее серьезным заболеваниям, вызывающим выраженные нарушения жизнедеятельности, отно­сятся шизофрения, умственная отсталость, старческое слабоумие, расстройства настроения, личности и некоторые другие.

При психических заболеваниях в той или иной мере страдают все психические функции (мышление, память, восприятие, эмо­ции и пр.), претерпевает изменение сама структура личности. Дис­гармония психической деятельности неизменно влечет за собой нарушения во всех сферах жизнедеятельности — самообслужива­нии, общении, обучении, трудовой деятельности, ориентации, нарушается критическое восприятие окружающего и собственной личности, нередко появляются ограничения в передвижении.

Степень выраженности ограничений жизнедеятельности за­висит от многих факторов — причины заболевания, характера и тяжести повреждения головного мозга, возраста, в котором на­чалось заболевание, и злокачественности его течения. Ограниче­ния в любой сфере жизнедеятельности могут колебаться от не­значительных до полной дезадаптации в бытовой и социальной сфере.

При хронических психических заболеваниях заметно наруша­ются мотивационно-волевые компоненты личности, ухудшаются аналитические способности к оценке ситуации и моделированию адекватного поведения, снижаются возможности самостоятельного жизнеобеспечения, создания и сохранения семьи, проявляются эмоциональная неустойчивость, неадекватность. Часто страдает способность к общению, что приводит к сужению круга обще­ния, разрушению социальных связей, иногда до полной утраты способности общаться с близкими.

Нередко возникают двигательные нарушения, которые проявля­ются в мышечной скованности, заторможенности, замедленно­сти движений, вплоть до полной обездвиженности, или, наобо­рот, моторном возбуждении, хаотичности движений. Возможно развитие судорожных пароксизмов. Эти расстройства приводят к ограничению передвижения.

Нарушения самообслуживания могут доходить до полной утра­ты навыков личной гигиены и самостоятельных физиологических отправлений. При нарушениях памяти, старческом слабоумии могут возникать ситуации, опасные для жизни, — больные забывают выключить газ, утрачивают навыки обращения с электрическими приборами, не ориентируются в знакомой местности, не помнят дорогу домой. При выраженном слабоумии нарушается ориента­ция не только в окружающем, во времени, но и в собственной личности.

Нередко у психически больных снижаются способности к обу­чению, усвоению информации, приобретению навыков ведения домашнего хозяйства, трудовых и социальных навыков. При глу­бокой умственной отсталости ребенок не в состоянии овладеть речью, усвоение языка сводится в лучшем случае к пониманию простых команд.

Степень ограничения способности к трудовой деятельности ко­леблется от снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности до неспособности выполнять про­стейшие трудовые процессы.

 

 

Вы здесь: Главная Социальная работа Медико-социальная реабилитация: Лекция 3