Содержание и методика педагогической деятельности — Типы семей

Типы семей

У разных народов различные типы семей. П. Сорокин рассматривает три типа семей:

1. Семья патриархально-общинная, где ребенок подготавливается к самостоятельной жизни под авторитетом главы семьи. С первых дней жизни дети приучены к подчинению и зависимости от общины, от рода, а в будущем они будут полагаться не на себя, а на семью, на род, на общину. «Из такой семьи выходит индивид без воли, без инициативы, без знаний, рабы традиций, лишенные самостоятельности... Народы, имеющие такой тип семьи, являются вялыми, ленивыми и отсталыми кочевыми народами Азии и Востока Европы».

В общественной жизни консерватизм, личность пронизаны стадностью, вялостью, безразличием. Свободы личности на власть носит деспотический характер. В столкновении с обществом, имеющим индивидуалистический тип семьи, они объективно побеждены.

2. Семья неустойчивая приучает молодое поколение полагаться не на семью, а на государство. Цель — готовить государственных служащих, послушных чиновников. Ребенка учат не тому, что и потребуется в жизни, а тому, что нужно государству. Для всех одна программа, которую они забывают после экзамена. Из семьи выходят бюрократы для государства с огромным чиновничьим госаппаратом.

«Социальный уклад и общественный строй с таким типом семьи неустойчивы. Они подвержены политическим страстям. В таком обществе нередки перевороты». Мы разделяем эту точку зрения П. Сорокина.

3. Семья индивидуалистического типа приучает молодого человека полагаться только на себя, на свои знания, энергию, волю. Личная инициатива получает полную свободу. Родители рано приучают детей к самостоятельности, с детьми обращаются, как со взрослыми, их готовят к взрослой жизни, даются знания, необходимые в жизни.

Кроме государственных программ образования существуют частные школы, частные воспитательные, просветительные и научные учреждения. Народ, дающий такое образование, непобедим. В обществе, где такая семья, у личности широкие права.

Формулируя функции семьи, П. Сорокин выделил из них три:

- воспитательно-педагогическую;

- социально-физиологическую, производства детей;

- экономическую.

В современной семье эти функции разрушаются, так как:

- во-первых, ребенок раньше уходит из семьи: в ясли, сад, школу;

- во-вторых, семья перестает быть фабрикой рождаемости;

- в-третьих, эмансипация женщин и детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, дает права человека, выводит из семейного экономического эгоизма.

В чем видит кризис современной семьи П. Сорокин?

Кризис союза супругов, разрыв супругов, рост разводов как итог индустриализации. Жена равноправна с мужем, она чаще инициатор разрыва. Разрушились религиозные основы брака. Рушится союз детей и родителей.

Появляются законы о детях, их правах, об обязанностях, родителей относительно детей. Это значит — государство вмешивается в воспитание детей в семье.

Рост разводов ведет к росту случайных половых связей, росту бездетных семей, к постепенному вымиранию европейских народов, гибели европейской цивилизации. Падение авторитета главы семьи ведет к падению авторитета вообще.

Об этом кризисе семьи П. Сорокин пишет в начале XX в.: «Если он пойдет дальше, он грозит усилению развала семьи. Развал семьи в современных условиях неизбежно повлечет развал всей общественной жизни и означает огромное бедствие... ни один институт не может заменить семью»

Вы здесь: Главная Социальная работа Содержание и методика педагогической деятельности