Содержание и методика педагогической деятельности — Принципы отношения общества к пожилым людям

Принципы отношения общества к пожилым людям

Для успешной адаптации к процессу старения и пенсионному возрасту социально-психологическая работа с людьми старшего поколения должна осуществляться на основе понимания принципов отношения общества к людям старшего поколения. Е.И. Холостова обращает внимание на принятые на пятидесятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в марте 1995 г. в рамках подготовки и проведения Международного года пожилых (1999) принципы отношения общества к пожилым людям, объединенные в пять групп:

- принципы группы «независимость» подразумевают, что пожилые и старые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать возможность содействия в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно;

- принципы группы «участие» отражают вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояния политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста;

- принципы группы «уход» затрагивают проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи, общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания и восстановления оптимального состояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни;

- принципы группы «реализация внутреннего потенциала» нацеливают на то, чтобы пожилые и старые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха;

- принципы группы «достоинство» затрагивают вопросы недопущения эксплуатации, физического и психического насилия в отношении пожилых людей, обеспечивая им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой и этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от их трудового вклада.

Перечисленные принципы ориентированы на то, чтобы помочь лицам старшего поколения вести полноценную и плодотворную жизнь, обеспечить им условия, необходимые для поддержания или достижения удовлетворительного качества жизни.

Проблемами лиц старшего поколения занимаются специалисты различного профиля — гериатры, психологи, социальные работники. Остановимся на социально-психологических особенностях взаимодействия с людьми старшего поколения.

И.Г. Зайнышев, характеризуя социально-психологические направления работы с людьми старшего поколения отмечает, что специалист социальной службы, работающий с человеком старшего поколения, пытается решить социальные проблемы клиента с ориентацией на его самочувствие, психологическое состояние. Социальный работник не всегда имеет возможность непосредственно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами, и поэтому ему приходится рекомендовать клиенту обратиться к психотерапевту. Но он должен оказать первичную социальную помощь, опираясь на принципы и нормы правильного психологического общения с клиентом.

В технологии профессионального общения социального работника с клиентом Зайнышев И.Г. предлагает учитывать следующие обстоятельства:

1) профессиональное общение социального работника должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Важно создать обстановку психологической безопасности и помощи, разобраться в проблемах клиента и найти выход из них;

2) способы общения, т.е. выразительные средства, стили общения, позиции, этапы, роли и маски в общении должны быть технологически выдержаны. Можно назвать следующие технологические этапы общения: моделирование предстоящего общения с клиентом (прогностический этап); начало и организация непосредственного общения с клиентом. Социальной группой («коммуникативная атака», уточнение условий общения, управление инициативой); управление общением для решения методических задач и стимулирование собеседников в общении;

3) самоанализ хода и результата общения; подведение итогов общения и прогнозирование в предстоящих видах коммуникативной деятельности;

При работе с людьми старшего поколения, отмечает И.Г. Зайнышев, важно учитывать, что в структуре потребностей последних большое значение получают потребность в независимости и потребность в проецировании на других своих психических проявлений. Люди старшего поколения крайне негативно относятся к попытке руководить ими, давать им советы, к попытке конструировать их жизнь. Они часто бывают амбициозны, обидчивы, поэтому императивный тон общения с ними неприемлем.

Н.С. Глуханюк и Т.Б. Гершкович, характеризуя психологические технологии взаимодействия с клиентом старшего поколения, обращают внимание на то, что при работе с лицами старшего поколения следует демонстрировать безусловное уважение к клиентам; апеллировать к их жизненному опыту; следить за созданием и поддержанием необходимого психологического климата, способствующего обоюдному доверию и обсуждению значимых проблем; предоставлять максимальную возможность высказаться; говорить просто и понятно; использовать в процессе работы приемы одобрения и успокоения, отражение содержания, поскольку человек старшего поколения часто говорит длинно и запутанно, перескакивает с одной темы на другую.

При работе социального работника с людьми старшего поколения, возможны ситуации, требующие вмешательства профессионального психолога. Важными и эффективными направлениями в работе психолога являются все основные направления психологического консультирования: возрастно-психологическое консультирование, семейное психологическое консультирование, профориентационное психологическое консультирование, индивидуальное психологическое консультирование. В любом случае, независимо от того, кто включен в социально-психологическое общение с человеком старшего поколения, психолог или социальный работник, главное в процессе взаимодействия специалиста и клиента — создание корпоративной формы социально-психологической работы, отведение лицу старшего поколения равноценной роли в процессе общения, подчеркивание веры в богатый жизненный опыт и мудрость.

Таким образом, период геронтогенеза — итог всего жизненного пути человека — младенчества, раннего возраста, дошкольного, младшего школьного, подростничества и отрочества, ранней юности, молодости, взрослости, зрелости. В этот период усиливается действие онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности, стадиальности, что, в свою очередь, означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека. Наряду с инволюционными процессами на всех уровнях организации человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, которые позволяют предупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные) явления в пожилом и старческом возрасте. Активному долголетию пожилого человека способствует много факторов, ведущим психологическим среди которых можно считать развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.

Проблемы людей старшего поколения — это проблемы и людей более молодых возрастов. И от того, насколько человек старшего поколения будет сам оценивать свой возраст, а также от уровня материальной и социально-психологической поддержки, которую ему будут оказывать учреждения социальной защиты, будет зависеть благосостояние всего общества в целом.

Вы здесь: Главная Социальная работа Содержание и методика педагогической деятельности