Экономическая социология — обмен, дистрибутивное поведение — Обменное поведение

Обменное поведение


Наиболее наглядные элементы экономического обмена демонстрирует торговля (коммерция), которую следует относить к самому древнему классу экономических действий. В своем историческом развитии торговля проходит ряд архаических фаз и промежуточных состояний, постепенно превращаясь в универсальный регулятор рыночного обмена[33]. Фундаментальная важность торговли для функционирования экономики состоит в том, что она обусловливает саму возможность материального производства. Торговля дает производству толчок и управляет им, поставляя ценовую информацию об относительной редкости различных благ в различных местах[34].

Торговля (коммерческая деятельность) — это экономическая связь (экономический обмен) между продавцами и покупателями различных благ и услуг с целью получения выгоды (прибыли, вознаграждения). Торговый обмен на рынке может осуществляться различными экономическими акторами: производителями, посредниками, потребителями. Мы же в данном случае абстрагируемся от этого и будем рассматривать лишь центральную, собственно «процессуальную» часть обмена — поведение продавца и покупателя, вне зависимости от того, носителями каких экономические ролей они одновременно являются.

В условиях рынка оборот товарных ресурсов управляется и координируется равновесием предельных затрат и предельных выгод продавцов и покупателей, которые в большинстве своем выбирают альтернативы, способствующие приращению их возможностей и стремятся избегать убытков, связанных с излишними затратами. Рыночный обмен (в связи с громадным разнообразием интересов, потребностей и обращающихся благ, которые их удовлетворяют, ситуаций, в которых этот процесс происходит, решений, которые принимают люди для достижения своих преимуществ) предоставляет каждому субъекту обмена возможность искать и выбирать наилучшие альтернативы. Конечно, нельзя сказать, что эта тенденция реализуется во всех случаях. Но, даже если и совершаются ошибочные (излишне-затратные) действия, то их стараются не допускать в будущем.

Наиболее оптимально поиск наилучших альтернатив осуществляется в условиях равновесия спроса и предложения и отсутствия монопольных эффектов[35]. В данной ситуации достигается оптимальный объем покупок и продаж того или иного блага (товара), устраивающий максимальное число продавцов и покупателей. Очевидно, что равновесная модель рынка совершенной конкуренции объясняет поведение субъектов товарного обмена при условии, что они действуют рационально, то есть, преследуют свою выгоду. Но рациональные мотивы спроса и предложения — лишь идеальный тип обменного поведения. В реальности рыночная ситуация в силу действия множества факторов постоянно изменяется, ее равновесное состояние деформируется, заставляя продавцов и покупателей приспосабливаться к новым условиям, изменять стратегии и тактики своего поведения. Причем в одном случае эти вновь возникающие ситуации предпочтительнее (выгоднее) продавцам (например, монополия), в другом — покупателям (например, конкуренция продавцов), в третьем — не выгодны ни тем, ни другим, в четвертом — выгодны только определенным категориям продавцов и покупателей.

Следует отметить, что действия продавцов и покупателей асимметричны по знаку экономической выгоды. В тенденции продавец старается переложить свои издержки на плечи покупателя, а покупатель — на плечи продавца, то есть каждая из сторон преследует свою собственную выгоду.

Первый аспект этой выгоды — минимизация преимуществ другой стороны за счет изменения цен: в одном случае, их повышения, в другом — понижения.

Второй аспект этой выгоды — уменьшение затрат, связанных с поиском информации об относительной редкости предлагаемых благ в различных местах и в различное время. Причем выгода продавцов в этом смысле заключается в сохранении неинфомированности покупателей о более дешевых заменителях и тех секторах, где аналогичный товар продается по более низким ценам. Выгода покупателей, наоборот, заключается в расширении зон сбыта, так как в этом случае цены понижаются.

Третий аспект этой выгоды — минимизация издержек, связанных с неопределенностью потребительских качеств товаров, которые также могут нести как продавцы, так и покупатели. Известно, что идеальных товаров не бывает, и любой ресурс, находящийся в пользовании, обладает как положительными, так и отрицательными эффектами в плане его эксплуатации или извлечения его потребительских свойств. Следовательно, во-первых, информация о свойствах товаров, как правило, исходящая от продавцов, может быть неполной в связи с их не заинтересованностью передавать покупателям сведения об отрицательных свойствах этих товаров. Во-вторых, всех отрицательных свойств какого-либо товара продавец может просто не знать. В-третьих, узнать о действительных качествах предлагаемых благ покупатель может только в случае их приобретения. Связанные с этими моментами издержки не всегда могут быть представлены в реальных ценах, так как для продавца выгода сводится к минимизации затрат до и во время совершения покупки, а для покупателя — во время и после ее совершения. В целом ситуации с неопределенностью различных элементов товарного обмена целесообразно описывать в терминах распределения риска продавца и покупателя.

Экономический обмен — это процесс массовых действий множества продавцов и покупателей, который способствует (или создает предпосылки) реализации ими своих сравнительных преимуществ и выравниванию шансов сторон. Вообще процесс выравнивания шансов в долгосрочной перспективе, в связи с постоянным нарушением рыночного равновесия, колеблется то в пользу продавца, то в пользу покупателя. В условиях конкуренции ценовые условия одних продавцов могут заменяться ценовыми условиями других, более выгодных покупателю. Конкуренция на рынке создает тенденцию к понижению цен и увеличению предложения товаров. Она повышает относительный выигрыш покупателя и уровень его благосостояния при постоянном доходе[36]. В противоположность конкуренции монопольные эффекты, постоянно возникающие на рынке продавцов, позволяют отдельным из них, путем сохранения выгодных цен и объемов продаж, принуждать покупателя играть на их условиях в связи с отсутствием альтернатив.

В целом ситуации рыночного обмена в системе взаимодействия продавцов и покупателей демонстрируют богатейший набор их возможностей, которые, в частности, зависят от качества потребительских благ, насыщенности ими рынка, отсутствия или наличия субститутов, уровня дохода потребителей, стабильности денежной системы и т.д.

Вы здесь: Главная Социология Экономическая социология — обмен, дистрибутивное поведение