Экономическая социология — производственное и трудовое поведение — Потребительское поведение

Потребительское поведение


В системе потребительского цикла реализуется процесс изъятия экономических ресурсов из товарного оборота и осуществляется присвоение их полезных свойств. При этом в процессе потребления одни экономические ресурсы преобразуются в другие, которые при определенных условиях могут включаться в экономический оборот. Так, потребляемые человеком товары преобразуются в рабочую силу, необходимую в процессе производства.

Таким образом, изъятие полезных свойств одних благ есть одновременно воспроизводство других, принимающих в условиях рынка товарную форму. Поэтому потреблением в широком смысле мы можем назвать любой технологический процесс, который представляет собой «потребление» некоторых экономических ресурсов (факторов производства) для получения иных благ с новыми полезными свойствами. Это обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что потребительское поведение — сложнейшее функциональное соотношение множества факторов, которое определяет динамику и структуру включения и выключения различных экономических ресурсов из товарного оборота в соответствии со способностью или неспособностью хозяйствующих субъектов находить оптимальное равновесие с рыночной средой.

Однако в ходе дальнейшего изложения мы будем использовать понятие «потребление» в узком смысле — как особый тип экономической активности, который связан с процессом жизнеобеспечения домашних хозяйств (семей) и отдельных индивидов (потребителей).

Детерминационную сеть присвоения полезностей в процессе потребления раскрыл еще К. Менгер. Процесс потребления он характеризовал следующим образом: «Те предметы, которые обладают способностью быть поставленными в причинную связь с удовлетворением человеческих потребностей, мы называем полезностями; поскольку же мы познаем эту причинную связь и в то же время обладаем властью действительно применять данные предметы к удовлетворению наших потребностей, мы называем их благами»[20]. Поэтому для того, чтобы предмет стал благом, необходимо совпадение следующих четырех условий [21]:

1) человеческой потребности;

2) свойств предмета, делающих его годным быть поставленным в причинную связь с удовлетворением этой потребности (то есть полезности);

3) познание человеком этой причинной связи;

4) возможности распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения этой потребности.

Субъекты потребительского поведения по необходимости реализуют целый ряд функций и соответствующих действий, которые позволяют им с различной степенью успешности выполнять эти условия. Данный процесс естественно коррелируется с уровнем доходов, стандартами потребления и мерой компетентности субъектов рассчитывать свои затраты и выгоды.

Рассматривая потребительское поведение в узком однозначном смысле и выделяя его центральный элемент — извлечение полезных свойств потребительских благ, мы не можем свести потребление лишь к нему одному. Этот центральный элемент неразрывно связан с другими относительно самостоятельными действиями, без которых его реализация была бы невозможна. Потребительское поведение — это весьма сложная система социальных и экономических действий, которая обеспечивает: устойчивость, защиту, функциональную, экономическую и культурную целесообразность хозяйственного цикла любых потребительских ячеек. Внутри потребительского поведения можно выделить ряд фаз и соответствующих им моделей поведения, которые отражают его особенности, в том числе функциональные, социокультурные, экономические и другие. В первом приближении к ним можно отнести:

· собственно потребительское поведение, сущность которого состоит в изъятии потребительских свойств различных ресурсов, находящихся в распоряжении домашних хозяйств;

· информационно-поисковое поведение, связанное с обеспечением и поддержанием определенного уровня благосостояния потребительских ячеек (поиск дохода);

· информационно-поисковое поведение, ориентированное на удовлетворение платежеспособного спроса потребительских ячеек (поиск товара)[22];

· покупательское поведение — относительно самостоятельный элемент потребительского поведения, связанный с приобретением различных благ и их заменителей, включающихся в хозяйственный оборот;

· хозяйственное поведение, обеспечивающее координацию всех потребительских действий в соответствии с задачами и целевыми функциями домашних хозяйств (выбор потребительских приоритетов и ранжирование потребительских наборов, рациональное использование доходов и благ, их резервирование, дозирование трат и потребления во времени и построение на этой основе оптимальных потребительских бюджетов), а также реализацию функций их правовой и социальной защиты.

Непосредственный процесс потребления — ядро потребительского поведения. Он является результирующим элементом всех других экономических и неэкономических действий, которые делают возможным сам процесс воспроизводства и жизнеобеспечения домашних хозяйств. Естественно, что структура и качество жизнеобеспечения могут быть весьма различными. Они имеют два пограничных уровня: первый находится на границе физиологического минимума, за которым начинается деградация, второй — в зоне престижного (демонстративного) потребления, превышающего разумные рациональные нормы и стандарты.

В любом своем качестве непосредственный процесс потребления связан с присвоением потребительских ценностей различного класса и порядка, которые обеспечивают физиологическое и социальное воспроизводство людей в соответствии с уровнем и стандартом их жизни. Функционально и поведенчески непосредственный процесс потребления обусловлен сложившейся на определенном этапе общественного развития структурой человеческих потребностей, которая относительно «синхронна» системам благ, предоставляемых обществом.

Следует отметить, что изучение объектов человеческих потребностей (товаров) и способов извлечения их полезных свойств в теоретическом плане является делом весьма сложным. Открытый в середине XIX века эффект предельной полезности породил две основные линии анализа этого феномена: линию дедуктивного обоснования и построения шкал измерения полезностей (кардиналистские и ординалистские функции полезности и их производные)[23] и линию индуктивных заключений о соотношении (балансе) и иерархии человеческих потребностей и благ, их удовлетворяющих[24]. Однако как в первом, так и втором случаях реальные модели потребительского поведения ограничивались целой серией допущений, связанных с необходимостью обеспечения «работы» указанных методов. В результате этого, как считают некоторые специалисты, длительная и мучительная история теории полезности представляет собой безрадостную картину. Мало кто из сторонников этой теории позаботился о том, чтобы осуществить ее эмпирическую проверку, и она так и не стала плодотворным источником гипотез, характеризующих реальные модели потребительского поведения[25].

Вы здесь: Главная Социология Экономическая социология — производственное и трудовое поведение