Экономическая социология — монетарное поведение — Три основные формы коммерческого арбитража

Выделяются три основные формы коммерческого арбитража. 1) Постоянно действующие арбитражные суды, которые создаются различного рода коммерческими организациями и осуществляют свою деятельность на основании утвержденных регламентов. 2) Арбитражные суды «ad hoc», которые утверждаются сторонами конфликта специально для разрешения конкретного спора и действуют в соответствии с правилами, непосредственно установленными сторонами. 3) Административные арбитражные суды, которые занимают промежуточное место между постоянно действующими судами и судами «ad hoc». Их деятельность основывается на том, что определенные коммерческие организации на условиях, установленных в специальных регламентах, обязуются администрировать разбирательства в суде «ad hoc».

Преимущества негосударственных арбитражных судов определяется следующими обстоятельствами:

· третейское разбирательство основано на привлечении к участию экспертов, которые являются специалистами в области коммерческих отношений;

· состав третейских судов формируется участниками конфликтов, что предполагает доверие к арбитрам;

· в большинстве национальных систем коммерческого права сторонам конфликта разрешается влиять на процедуры и регламент третейских судов;

· основой принятия решений третейских судов является воля участников конфликтов, которая зафиксирована в коммерческих договорах;

· третейские суды действуют более оперативно и менее формально, чем государственные органы правосудия;

· третейские суды менее затратны, чем система государственного правосудия и т.д.

Таким образом, негосударственный арбитраж есть форма профессионального посредничества, в котором участвуют представители коммерческих союзов и организаций, презентирующих и защищающих права своих членов. Предметом арбитражного коммерческого разбирательства являются конфликты различных сторон экономического обмена, которые доверяют свои претензии третей стороне, обладающей необходимой квалификацией и репутацией. В большинстве западных стран решения арбитражных организаций для сторон экономического конфликта являются обязательными и, как правило, не оспариваются. Самое существенное, что в соответствии с действующим правом, все профессиональные субъекты экономического обмена имеют возможность организовывать арбитражные органы, которые эффективно замещают органы государственного правосудия.

Отталкиваясь от основных характеристик института посредничества и классификации моделей посреднического поведения, рассмотрим основные функции этого важнейшего института, связанного с созданием, обеспечением и оптимизацией рыночных трансакций (сделок).

Информационная функция связана с поиском, куплей и продажей конфиденциальной рыночной информации, а также с владением ею. Следует отметить, что информация может быть самой разнообразной. Она отличается по качественным и количественным характеристикам и включает громадный объем сведений, отражающих конъюнктурные параметры различных секторов рынка. Например, можно выделить информацию: о ценах и их колебаниях; лицах и организациях, производящих и покупающих тот или иной товар; номенклатуре предлагаемых благ и услуг; каналах сбыта товаров; решениях, принимаемых на разных уровнях и т.д. Осуществляя поиск этой информации, посредники накапливают ее с целью предложения на рынке. Объем и номенклатура этой информации настолько велики, что внутри посреднической функции возникает естественная специализация, которая дифференцирует посредников по различным секторам и видам этих услуг.

Коммуникативная функция представляет собой широчайший набор предлагаемых трансакций — от простого соединения (сведения) различных агентов рынка до заключения между ними совместных сделок с разнообразными формами участия в них самих посредников. То есть посредник является важнейшим коммуникатором (трансактором) рыночного обмена, соединяя интересы и ресурсы его участников и предоставляя им широкий набор сведений и реальных возможностей, которые они не могут получить другим способом.

Функция минимизации рисков рыночных агентов, вступающих в экономический обмен, вытекает из первых двух функций, так как посредничество уменьшает затраты, связанные с преодолением рыночной неопределенности и «излишних» трансакций. Кроме того, минимизацию рисков можно отнести к относительно самостоятельной функции посредничества, поскольку при определенных условиях в компетенцию посредника входят специальные задачи, которые направлены на предотвращение излишних затрат и нерациональных действий своих клиентов.

Функция оптимизации трансакций клиентов во времени и пространстве заключается в том, что посредники ускоряют оборот экономических ресурсов (товаров), конструируют оптимальные трансакции, которые сокращают издержки «трения» экономического обмена.

Социальная функция. Посредник, минимизируя трансакционные издержки своих клиентов, является агентом не только экономических, но и социальных отношений, поскольку в значительном числе случаев посредническая деятельность связана с обеспечением конфиденциальных режимов деятельности клиентов. Кроме того, посредник, являясь доверенным лицом, обязан, во-первых, отстаивать интересы своего клиента, во-вторых, учитывать или создавать соответствующий социальный и социально-психологический климат для его сделок, в-третьих, проводить мониторинг деятельности тех социальных структур, которые прямо или косвенно участвуют в реализации сделок клиента и т.д.

Вы здесь: Главная Социология Экономическая социология — монетарное поведение