Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2

Кинематика поворота автомобиля

Возникающие при повороте автомобиля боковые силы вызывают увод колес, что приводит к отклонению направлений скоростей Vclip_image010[32] и Vclip_image263 (см. рис.). Углы clip_image242[3]clip_image033[1]и clip_image242[4]clip_image037[1], на которые отклоняются направления скоростей Vclip_image010[33] и Vclip_image263[1] за счет увода или бокового скольжения, развала и кинематики подвески называют углами увода соответственно передней и задней осей. Отношение боковой силы, действующей на ось, к углу её увода называют к-том сопротивления уводу данной оси.

Мгновенным центром поворота автомобиля является точка О пересечения перпендикуляров к направлениям скоростей Vclip_image010[34] и Vclip_image263[2]. Найдем расстояния R и C от точки О до продольной оси АБ и задней оси автомобиля. Для этого опустим перпендикуляр ОВ на продольную ось. Угол АОВ = clip_image242[5]clip_image037[2], а угол ВОБ = clip_image267-clip_image242[6]clip_image033[2] как углы с перпендикулярными сторонами. Из треугольников АОВ и ВОБ имеем:

АВ = С = Rtgclip_image242[7]clip_image037[3] и ВБ = Rtg(clip_image268-clip_image242[8]clip_image033[3]).

Складывая эти два выражения получим:

R = clip_image270 clip_image074[3] clip_image272, (7.4)

Отсюда: С = clip_image274, (7.5)

Радиусом поворота автомобиля называют расстояние от центра поворота О до колеи переднего наружного колеса:

Rclip_image158[5]=clip_image276, (7.6)

При больших радиусах поворотов и соответственно малых углах clip_image267[1] величиной 0,5В можно пренебречь и считать cos(clip_image278=1, тогда Rclip_image158[6]clip_image074[4] R. В дальнейшем при изучении управляемости разницей между Rclip_image158[7]и R пренебрегаем и называем R радиусом поворота.

Угловая скорость поворота автомобиля clip_image220[2]= Vclip_image006[9]/ R.

Анализируя полученные выражения, характеризующие поворот автомобиля, можно сделать вывод о том, что, если пренебречь уводом осей центр поворота автомобиля должен находится на продолжении задней оси АТС, т.е.:

Rclip_image074[5] clip_image281 и С = 0

Видно, что при отсутствии увода кинематические параметры поворота при заданной базе АТС однозначно определяются величиной угла clip_image282, а при наличии увода эти параметры зависят еще и от разности clip_image242[9]clip_image037[4]- clip_image242[10]clip_image033[4]. Значение и знак этой разности зависят от боковых сил, действующих на передние и задние колеса, а также от к-тов сопротивления уводу этих колес.

Свойства автомобиля изменять кинематические параметры поворота под действием внешних боковых сил при фиксированной величине угла clip_image282[1] называют поворачиваемостью автомобиля.

При равенстве углов увода передней и задней осей (clip_image242[11]clip_image037[5]= clip_image242[12]clip_image033[5]) автомобиль обладает нейтральной поворачиваемостью. В этом случае clip_image220[3] иRостаются такими же как у автомобиля с жесткими колесами, однако центр поворота О смещен относительно оси задних колес.

Вы здесь: Главная Транспорт Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2