Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2

Круговое движение и переходные процессы

Рассмотрим круговое движение автомобиля с постоянной скоростью. Возникающие при этом углы увода, имеют следующие зависимости:

clip_image341= mclip_image343Vclip_image035[27]/(Kclip_image298[7]R) и clip_image346= mclip_image348Vclip_image035[28]/(Kclip_image300[6]R)

Соответственно радиус поворота R:

R = clip_image351/clip_image290[5]

Из формулы видно, что при неизменном угле clip_image352 радиус R зависит от V, причем характер этой зависимости определяется значением и знаком к-та при Vclip_image035[29]. Обозначим выражение в круглых скобках как Кclip_image354- к-т поворачиваемости. Тогда:

R = (L — Кclip_image354[1]Vclip_image035[30])/clip_image352[1]clip_image220[7]= Vclip_image352[2]/(L — Кclip_image354[2]Vclip_image035[31])

Если Кclip_image354[3]clip_image152[8]0, то с увеличением скорости радиус уменьшается, а угловая скорость увеличивается. И наоборот при Кclip_image354[4]clip_image057[2]0, увеличение скорости приводит к увеличению радиуса и уменьшению угловой скорости. При Кclip_image354[5]=0 величина радиуса не зависит от скорости, а угловая скорость пропорциональна линейной.

Видно, что при Кclip_image354[6]clip_image152[9]0 clip_image346[1]clip_image152[10] clip_image341[1], т.е.поворачиваемость избыточная, если Кclip_image354[7]clip_image057[3]0, то clip_image346[2]clip_image057[4] clip_image341[2] и поворачиваемость недостаточная, а при Кclip_image354[8]=0 и clip_image346[3]= clip_image341[3] поворачиваемость нейтральная.

Отношение clip_image220[8]/clip_image282[7] используют как характеристику чувствительности автомобиля к управляющему воздействию на него водителя через рулевое управление.

Еслиclip_image355/clip_image282[8]=V/L, то поворачиваемость нейтральная, если clip_image355[1]/clip_image282[9]clip_image152[11]V/L, то избыточная, а если clip_image355[2]/clip_image282[10]clip_image057[5]V/L, то недостаточная.

Круговое движение возникает не сразу после поворота колес на постоянный угол clip_image282[11]. В результате поворота колес возникают силы, изменяющие определенным образом направление движения автомобиля, однако наличие инерционных факторов приводит к тому, что новые параметры движения устанавливаются не сразу, а через какой-то промежуток времени, в течение которого несмотря на то, что clip_image282[12]=const, параметры движения изменяются. Процесс изменения параметров движения при переходе от одного установившегося режима к другому называют переходным. Переходные процессы предшествуют любому установившемуся движению. Они занимают большую часть времени и имеют большое значение при оценке управляемости.

В теории управления принято оценивать переходные процессы по реакции управляемой системы на единичное, ступенчатое возмущение. Для автомобилей это соответствует реакции на быстрый (близкий к мгновенному) поворот рулевого колеса с последующим движением при clip_image282[13]=const («рывок руля»).

Переходный процесс характеризуется временем, в течение которого clip_image355[3]достигает 95% clip_image355[4]clip_image357. Это время тем больше, чем больше скорость.

Для автомобилей с избыточной поворачиваемостью переходный процесс заключается в асимтотическом приближении к clip_image355[5]clip_image357[1].

Переходные процессы автомобилей с недостаточной поворачиваемостью характеризуются наличием перерегулирования (заброса). В тех случаях, когда перерегулирование невелико, время переходного процесса для автомобилей с недостаточной поворачиваемостью обычно меньше, чем для автомобилей с избыточной поворачиваемостью и меньше зависит от скорости. Наличие значительного перегулирования свидетельствует о чрезмерной недостаточной поворачиваемости.


Вы здесь: Главная Транспорт Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2