Курс лекций по криминалистике. Часть 3

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений. Типичные следственные ситуации, построение версий и особенности планирования начального этапа расследования ДТП.

Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

В системе преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающей все разнообразие транспорта (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, трамвайный либо другой механический, авто-, мото-, вело- и городской электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), наиболее распространенны­ми являются нарушения правил дорожного движе­ния и эксплуатации транспортных средств. С учетом механизма и последствий ДТП их раз­личают следующим образом: столкновение транс­портных средств друг с другом; наезды транспорт­ного средства на пешехода, препятствие, гужевой транспорт, велосипедиста, животных; выпадение пассажира из транспорта; опрокидывание транс­порта; прочие ДТП (схождение трамвая с рельс, падение транспортных средств в обрыв, в реку и т. д.). По причинам возникновения ДТП можно подраз­делить на происшествия:— возникшие по вине водителей (вождение транспорта в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сильного утомления, несоблюдение правил при маневрирова­нии, правил перевозки пассажиров и гру­зов, превышение скорости движения автотранс­порта в определенных условиях, несоблюдение безопасной дистанции движения, неожиданный выезд из своего ряда и ослепление светом фар, неподчинение показателям светофора, а также неправильная оценка при обострении конкретной дорожной обстановки и др.);— возникшие вследствие неправильных дейст­вий, допускаемых пешеходами (движение по проез­жей части дороги или трамвайным путям перед близко идущим транспортом, переход улиц в местах, не предназначенных для этой цели; неожиданное появление пешехода из-за препятствия и т. д.);— происшедшие в результате нарушений, допус­каемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуска на линию транспорта, а также вследствие грубых нарушений дорожного надзора за состояни­ем дорожного полотна и организацией регулирова­ния уличного движения).Криминалистическая характеристика ДТП вклю­чает совокупность взаимосвязанных общих и инди­видуальных черт подобного события, проявляющихся в механизме и обстановке совершения преступления, личностных свойствах участ­ников и особенностях их криминального поведения. Информация об элементах криминали­стической характеристики данного вида преступле­ний во многом определяет первоначальные следст­венные ситуации и круг обстоятельств, требующих первоочередного выяснения.Способ совершения ДТП (или особенности кри­минального поведения правонарушителя) в силу специфики этого вида преступления понимается как система, обусловленная объективными и субъ­ективными факторами его действий или бездей­ствия, либо совокупность тех и других факторов, оставляющих различного рода характерные следы, позволяющие ретроспективно воспроизвести кар­тину происшедшего, особенности поведения его участников на различных этапах развития ДТП (например, маскировку ДТП под другое преступ­ление). При расследовании уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движе­ния необходимо установить следующие обстоя­тельства.в нарушении каких правил дорожного движения выразились действия виновного, повлекшие обще­ственно опасные последствия. Надо иметь в виду, что для эксплуатации отдельных категорий •МИШ машин (в особых условиях) издаются спе­циальные наставления по автомобильной службе;2) где, когда, каким образом и при каких обстоя­тельствах произошло ДТП;3) какие последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причи­ненного ущерба);4) наличие причинно-следственной связи между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими по­следствиями;5) какова форма вины каждого участника (пре­ступная небрежность, преступное легкомыслие или умысел);6) кто виноват в совершении преступных наруше­ний правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Субъектом преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее 16-летнего воз­раста, управляющее транспортным средством, не­зависимо от наличия права на такую деятельность;7) какие обстоятельства способствовали совер­шению ДТП. При установлении причин и способст­вующих условий следователь должен принять меры к их устранению в процессе расследования или после него.

Вы здесь: Главная Уголовное дело Курс лекций по криминалистике. Часть 3