История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет — Гробницы и заупокойные хра­мы

Основными типами культовых соору­жений были гробницы и заупокойные хра­мы при них. Мастаба (« каменная скамья ») была самой ранней формой усыпальницы вождей Егип­та; прямоугольная, она представляла собой саркофаг, внутри которого располагалась погребальная камера. Мастаба послужила конструктивной основой для возведения монументальных гробниц — ступенчатых пирамид. Такова пирамида фараона Джосера — она достигает в высоту 60 мет­ров. Завершающим этапом в создании пира­мид были усыпальницы фараонов. Таковы усыпальницы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе. Самая высокая из них — пирамида Хе­опса (147 м) — считалась в древности одним из семи чудес света (возводилась в течение 20 лет).

Пирамида точно ориентирована по сто­ронам света север — юг. Вход располагался на северной стороне. Внутри пирамиды находились погребальная камера и разгру­зочные камеры, предназначенные для рав­номерного распределения давления.

Заупокойные храмы при гробницах стро­ились по одному плану. Это были вытянутые по одной линии помещения, следующие друг за другом. Вход в храм фланкировал­ся двумя башнями — пилонами. Сначала верующие попадали во двор — перистиль (обнесенный по периметру колоннами), затем во второй двор — гипостиль (сплошь заставленный колоннами). За двором-ги­постилем следовало святилище, в котором находилась статуя божества. За святили­щем помещалось хранилище, в котором находилась казна храма и скрипторий, т. е. собрание свитков папируса со священны­ми текстами.

Перед храмом устанавливался камен­ный обелиск («окаменевший луч Ра»), к храму вела аллея сфинксов. Все храмы Древнего Египта отличались декоративно­стью, пышностью, украшались скульпту­рой, барельефами и росписью.

Фараоны Среднего Царства отказались от сооружения пирамид, и возник новый ансамбль, в котором скальная гробница сочеталась с заупокойным храмом. Ан­самбль представлял собой несколько террас, поддерживаемых колоннами, на верхней террасе устанавливалась небольшая пи­рамида. Такие заупокойные храмы воз­водились в Дейр-аль-Бахри. Самые зна­менитые из них — храмы Ментухотепа и царицы Хатшепсут. Скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле был целиком вы­рублен в скалах, вход в храм фланкиро­вали 20-метровые скульптурный изобра­жения Рамсеса II.

Служители храмов — жрецы-иерофанты, посвященные в знание принципов, лежа­щих в основе построения храма, миропо­рядка и мировой гармонии, основывались прежде всего на знании, а не на вере. При­нято считать, что научные представления о гармонических основах мироздания впер­вые в истории человечества начали фор­мироваться в школе Пифагора. Но сегодня мы можем утверждать, что уже древнееги­петские жрецы владели теорией гармони­ческого единства мира. Один из папиру­сов Древнего Египта сообщает, что имеют­ся «Скрижали», в которых зашифрованы эти знания. Предполагается, что жрецы владели знанием системы норм пропорционирования в режиме «золотого сечения».

Но системное изложение основ теории гар­монии, отражающей принципы мироуст­ройства, не изложены иероглифическим текстом. Целостная система гармонии за­шифрована, и, как считает петербургский архитектор И.П. Шмелев, методом шиф­ра для египтян является язык геометрии, а скрижалями являются доски, найден­ные в склепе писца-архитектора Хеси-Ра, строившего пирамиды во времена фарао­на Джосера.

«Доски, о которых мы говорим, — от­мечает другой исследователь пирамид, — оказались уникальными. На них просле­живается несколько пластов информации, дающих ключ к осознанию того, что древ­ние египтяне в совершенстве знали золо­тое сечение задолго до Пифагора».

Сегодня известно из проведенных об­меров, что все великие пирамиды постро­ены с использованием принципа «золотого сечения». Знание законов гармонии давало жре­цам возможность создавать такое микро­пространство Вселенной, которое способ­но находиться в едином ритме с целостным организмом космоса. Биоритмично струк­турированное пространство, или среда, па­раметры которой подчинены гармоничес­ким закономерностям, способно влиять на психику людей таким образом, что она де­лается более открытой к связи единичного человека с всеобщим единством мирозда­ния. Ей становятся доступными чувства единения, покоя, целостности.

Причиной строгого соблюдения тайны законов гармонии жрецами могло быть опа­сение, что люди, не способные к восприятию положительного, но знающие эти законы, могли бы найти методы искажения нор­мы пропорционирования в разрушитель­ных целях. «Сегодня точно установлено, что золотое сечение пронизывает собой все сис­темные организации естественного проис­хождения».

Скульптура Египта строго канонична. В Древнем царстве сложились определен­ные типы статуй: стоящей — фигура на­пряженно выпрямлена, фронтальна, голо­ва высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящей — руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте. Эти типы статуй неизменно повторялись и в Среднем, и в Новом царстве, и в Поз­дний период.

Таким образом, скульптуры выражают покой, власть, связь с космосом. Но по­скольку скульптура была тесно связана с заупокойным культом, для нее харак­терна еще одна особенность — она портретна. Портреты отличают максимальное сходство и предельная обобщенность. Они передают вневременные образы людей, до­стигших зрелости, пребывающих в рас­цвете жизненных сил, воплощающих в себе властность, отрешенность от мирской суеты, высокий дух.

Рельефные композиции занимали боль­шое место в оформлении гробниц и храмов. Еще в Древнем царстве сложилась систе­ма их размещения. При входе в гробницу помещалась по бокам фигура покойного во весь рост, затем вдоль стен коридоров развертывалось шествие носителей даров. В погребальной камере изображались сце­ны из жизни умершего. Все фигуры выпол­нялись по определенным канонам. Фигура фараона всегда была выше ростом, чем ос­тальные, чуть пониже фигуры сановников и вельмож. Лица, торс и ноги передавались в профиль, глаза и плечи в фас. Рельефы всегда раскрашивались без градаций оттен­ков, фигуры обводились контурами.

Изменения коснулись искусства, которое пыталось разрушить тысячелетние каноны и правила во времена Эхнатона (Аменхотепа IV). Оно обратилось прежде всего к изображению душевного состояния человека, его переживаний и чувств.

В портретных статуях самого Эхнатона создается образ не идеального фараона, а прежде всего человека с характерными ин­дивидуальными особенностями: удлинен­ным овалом лица, своеобразной посадкой головы на тонкой шее, округлыми бедра­ми, выступающим животом, тонкими ру­ками и ногами. Скульптурные портреты его жены Нефертити поражают очертанием царственности и женственности.

Религиозно-политические реформы Эх­натона были слишком смелыми и разруши­тельными для сложившихся традиций, чтобы быть долговечными. Имя его было со временем проклято. В искусстве снова стал культивироваться торжественно-мо­нументальный стиль.

Египтяне, как и в других видах искус­ства, в музыке применяли теорию мировой гармонии. Их музыкальная гармония под­чиняется числовым отношениям, отража­ющим пропорционирование в режиме зо­лотого сечения, свойственного явлениям природы. В музыке египтяне также достиг­ли высокого уровня мастерства. Об этом свидетельствуют сохранившиеся музы­кальные инструменты, художественные произведения Египта распространилась далеко за преде­лы страны.

Отдаленность времени позволяет лишь косвенно характеризовать музыку Древнего Египта, поэтому о мелодике и звуко­вом строе музыки судить сложно. Возможно, звуки инструментов отождествлялись египтянами со звучанием тех или иных предметов и явлений. Звуку приписывалась священная магическая сила. Особенно ярко это проявлялось в жанре массового на­родного действа с музыкой и танцами, египтяне были страстными танцорами. Ни один праздник не обходился без зажи­гательных групповых танцев и плясок, со­провождавшихся игрой на музыкальных инструментах. Музыка играла большую роль в «страстях»: песни с хором, шествия и пляски чередовались с драматическими сценами, нередко воссоздававшими реаль­ные картины жизни и быта.

Любимыми были песни-плачи над мер­твым Осирисом. Музыка считалась также и развлечени­ем, что подтверждает ее древнеегипетское название: хи — удовольствие. Профессия музыканта нередко предавалась из поко­ления в поколение. Наиболее известной династией музыкантов была семья Снефрунофер. Начиная с 2400 г. до н.э., из нее происходили придворные хейрономы, ру­ководители вокальных и инструменталь­ных ансамблей.

В эпоху Среднего царства появляются песни разнообразного характера — фило­софские размышления, песни-танцы, пес­ни-гимны, исполняемые в сопровождении арфы.

О развитии музыкального искусства в Древнем Егип­те мы можем судить по многочисленным изображениям на фре­сковых росписях пиров и развлечений. Так, в сцене пира из гроб­ницы Нахта, жреца храма Амона в Фивах (конец XV в. до н.э.), мы видим изгибающихся в изысканных позах танцовщиц. На фресках гробницы Джесеркарасенеба представлен целый ансамбль музыкантов, играющих на разнообразных инструментах. Здесь изобра­жены арфа, своеобразная лира с резонатором, двойная флейта, струнный инструмент с длинной декой. Известно, что торжест­венные гимны царям и богам исполнялись в храмах с музыкаль­ным сопровождением. Все это свидетельствует о том, что музы­кальная культура Древнего Египта была богата и разнообразна.

Таким образом, в Древнем Египте духов­ные ценности формировались на основе представлений о красоте, добре и истине. Представления о красоте складывались в рамках канонического искусства. Каноны зависели от понимания пропорционирования в режиме золотого сечения и устанав­ливались знающими его жрецами. В свою очередь искусство духотворно, и оно через каноны настраивало человека на единство и резонирование с гармоническим ритмом Вселенной.

Все виды искусств в своих произведени­ях выражали преклонение, восхищение перед высшей космической властью миро­вой гармонии. Поэтому оно монументаль­но, величественно, канонично. В нем мы видим опредмечивание покоя, стабильно­сти, тишины и святости.

Отличаясь высоким мастерством, изоб­разительное искусство Позднего периода отмечено холодной официальностью, из него ушла жизненность, творческая энергия.

В Древнем Египте была развита законо­дательная система. Большинство дошедшей до нас информации о ней относится ко времени от начала эпохи Нового цар­ства. Египетские законы отражали едва ли не каждый аспект жизни. Велись записи каждого судебного решения, принятого в прежних случаях согласно этому закону. Древнеегипетские законы пользовались высоким авторитетом в Древнем мире. Персидский царь Дарий попросил сделать для него перевод египетского законода­тельства.

Повседневный контроль за порядком и исполнением законов входил в обязанности судов. Правосудие было обязано защищать интересы всех жителей, а отнюдь не только рогатых, и египтяне часто вызывали друг друга на суд. Каждый человек должен был защищать себя сам, быть для себя адвокатом.

У женщин Древнего Египта во многих отношениях было более привилегирован­ное в правовом отношении положение, чем в других странах Древнего Востока. Хотя женщины не занимали официальных го­сударственных постов, они пользовались полной личной свободой и имели те же права и обязанности перед законом, что и мужчины. Они могли заниматься торгов­лей, заключать контракты, выступать в суде в качестве свидетелей и самостоя­тельно представлять свои интересы. Жен­щины также были обязаны давать клятву и подвергались наказаниям наравне с муж­чинами. В истории Древнего Египта слу­чилось так, что женщина в начале II тыс. до н. э. смогла появиться на престоле, это «первая и единственная в истории страны женщина-фараон Хатшепсут». Она была женой Тутмоса I, сына Аменхотепа I. Буду­чи регентшей семилетнего пасынка, Хат­шепсут получила реальную власть над всей страной. «Фараон-царица приняла полный титул властителей Египта, откинула от своего имени окончание женского рода, стала носить мужское одеяние и наклад­ную бороду». Хатшепсут вернулась к гран­диозности и величию древних захоронений фараонов в новой форме, не жалея средств на монументальные сооружения. Она при­близила к своей особе талантливых живо­писцев и архитекторов. Хатшепсут не ста­ла продолжать завоевательную политику предшествующих ей фараонов, а внеш­неполитические конфликты стремилась решать путем переговорами и иными дип­ломатическими средствами. При ней про­цветали искусство, образование и наука. После ее смерти политические противни­ки спешно вычеркнули ее имя из истории страны, но содеянное во время правления Хатшепсут невозможно было искоренить, поскольку, предвидя это, она постаралась оставить после себя многочисленные па­мятники в свою честь, монументальность которых не позволила исчезнуть ее имени бесследно.

В Древнем Египте существенную роль играло образование. Следует отметить, что в эпоху Древнего царства сыновья знатных египтян получали домашнее образование. Когда они становились юношами, их ин­теллектуальные и духовные способности, а также общественные воззрения развива­ли опытные наставники, пользовавшиеся репутацией мудрецов.

Как правило, школы существовали при храмах. Возможно, они были связаны с «До­мом жизни» (комплексом сооружений, где хранились и переписывались священные тексты). Египетские школы предназнача­лась только для мальчиков. Их обучение начиналось с семи лет и в основном состоя­ло в переписывании священных текстов.

В возрасте девяти или десяти лет маль­чик мог перейти в школу второй ступени. На этом этапе его учили, как правильно со­ставлять письма и другие официальные до­кументы. Он изучал целый ряд предметов, в том числе историю, литературу, географию, религию, языки, земельное дело, строительное искусство, делопроизводство и астрономию, математику и медицину. Есть сведения о том, что в школах ученики сдавали экзамены, но неизвестно, на какой ступени обучения они проводились.

Мальчики из бедных семей могли по­пытаться найти себе богатого патрона, который вносил вместо них плату за уче­ние. Большинство образованных юношей становились писцами. Это была одна из наиболее уважаемых профессий в Египте. Некоторые писцы поступали на государ­ственную службу и становились крупны­ми чиновниками.

Духовные знания в Египте постигали двумя способами. Сакральные знания были наложены в египетской «Книге мертвых», а духовные знания для всех — в мифах. Духовные знания в мифологической фор­ме выполняли двойную функцию.

Миф служил элитарному восприятию глубоких идей, заключающихся в нем, и, с другой стороны, отвечал вкусу простых людей, которые видели в нем чудо, вымысел. В мифе жрецы использовали двойное ко­дирование, обращенное к массам и к про­фессионалам. Например, миф об Осирисе и Исиде несет в себе идею важности един­ства, это миф о едином Египте, о единстве человека. А сам рассказ повествует о том, как Сет (символ разрушения и мести) убил своего брата Осириса. Но его жена Исида, несмотря на все трудности, собрала раз­бросанное по кусочкам тело мужа во всех сорока номах Египта и похоронила как це­лое. С тех пор Осирис стал богом загроб­ного мира.

Миф о суде Осириса истолковывался жрецами следующим образом: в суде без вмешательства третьей стороны нельзя до­стичь согласия, так как спорящие стороны изначально на него не настроены. Но судье для объективного решения требуется апел­ляция к объективному источнику, который исключал субъективность, предвзятость суждений и отражал справедливость отно­шения к обеим сторонам. Таким бесприст­растным «объектом» оказался закон, выра­жающий естественный закон гармонии-равновесия природы, присущий всему, в том числе и человеческим отношениям.

Для определения объективности реше­ния в мифе использовались весы. Суд Оси­риса вершится на основе взвешивания сердца умершего человека. Причем имен­но равновесие должно установиться меж­ду двумя чашами весов: сердцем челове­ка и статуэткой богини справедливости Маат. Оно было объективным критерием решения Осириса, жить душе вечно или быть съеденной чудовищем. Тяжесть гре­ха нарушает гармонию-равновесие в природе в целом. И каждому человеку из этого мифа понятно, что его будущее зависит от выполнения нравственных принципов в «городе живых», сердце человека не должно перейти грань — меру равновесия.

Этот миф говорит еще и о том, что в Древнем Египте главный герой является стра­дающим, оплакиваемым и воскрешенным. Кроме того, в нем через аллегорию проводилась мысль о том, что необходима единая, нужно, чтобы в это единство верили многие и ради этого само единое сначала должно быть разъединено, чтобы соединиться в памяти многих. Здесь же просле­живается и такая мысль: время разбрасывать камни, и время собирать их. В истории всегда наступает время, когда мифы обретают реальность: время «собирать камни», подобно тому как Исида отправилась в путь собирать разбросанные останки Осириса, потому что его тело было символом знания и мудрости.

Иерофанты путь достижения истины разделили на ступени познания и под­чинили этому процесс образования. Выс­шая ступень открывала знание законов психической энергии, законов всеобщей гармонии. Высшей духовной ценностью в дознании было достижение этой истины, выражающейся в символах. Хранители знаний передавали законы, скрытые в специальных символах, только способ­ах воспринять. Амон-Ра. Уже со времен глубочайшей древности высшая мудрость заключалась в сути триединства, была от­мечена и закреплена контуром геометри­ческого треугольника как неизменяемой пространственной конфигурации, наделен­ной глубинным функциональным значени­ем. Определенный треугольник был клю­чом к любому архитектурному сооружению в режиме золотого сечения. Он стал симво­лом Древнего Египта и в нем заключен глаз бога Гора, как знак мудрости и света боже­ственного знания.

Вы здесь: Главная Искусство История искусств История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет