Лекции по зоопсихологии. Часть 1 — что происходить во внутреннем мире животного организма?

Почему важно понимать, что происходить во внутреннем мире животного организма?

Некоторые научные направления, например бихевиоризм, исходят из предположения о том, что можно полностью объяснить и понять поведение животного, анализируя только его внешние реакции на окружающую среду, не привлекая данных, в частности, субъективного опыта. Данное утверждение не раз критиковалось в разное время, сначала, представителями гештальтпсихологии, а потом когнитивного направления в психологии. Внутренний мир обладает своими собственными законами функционирования, для него существует свой понятийный аппарат, выработанный за время существования психологии как науки. В конечном счете, это та реальность, без привлечения которой к анализу поведения животных можно скатиться до механистического понимания их внешней активности. Также, как между живыми системами и неживыми существуют известные качественные отличия, также между внешней активностью механического робота и поведением животного организма есть особые отличия, которые, в частности, связаны с субъективным характером отражения животным внешней реальности. В конечном счете, наука сможет, вероятно, описать в терминах физиологии или внешних реакций возникающий у человека субъективный образ, но это не значит, что он потеряет свою объяснительную силу. Также и в отношении животного полезно пользоваться понятием субъективного образа, так как он, вероятно, не сводим, с одной стороны, к тем физиологическим процессам, которые наблюдаются в голове животного во время его протекания, с другой стороны, к тем внешним реакциям, которые животное совершает в данной ситуации. Эти рассуждения связаны с проблемой соотношения субъективного и объективного, являющейся давней философской загадкой, глубокий анализ которой не входит в задачи нашего курса. Мы ограничимся пока только голословным утверждением, что привлечение понятий субъективной психологии, с нашей точки зрения, необходимо для полноценного анализа поведения животных организмов, также как эти понятия необходимы для изучения психики человека. В дальнейшем это утверждение будет подкреплено некоторыми рассуждениями и фактическим материалом.

Задачи курса.

Одной из главных задач курса является изучение психической жизни животных. Эта задача будет решаться на основе анализа внешней активности, то есть поведения. Везде, где представиться возможность, мы будем проникать во внутренний мир животного. В этом специфика данного курса.

Второй задачей будет изучение непосредственно поведения организмов. Эта задача, конечно, связана с первой, но имеет свою специфику. В этой части курса мы будем придерживаться современного этологического подхода к изучению жизни животных. Этология — это направление в изучении поведения животных, которое зародилось еще в конце 19 века и достигло больших результатов в работах таких известных исследователей двадцатого столетия, как К.Лоренц и Н.Тинбереген. Современная этология использует достижения бихевиоризма, сравнительной психологии, зоопсихологии и является с методологической точки зрения, вероятно, наиболее прогрессивным и многообещающим направлением в изучении поведения животных. Рассмотрим, каким образом современные этологи подходят к предмету своих исследований.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии Лекции по зоопсихологии. Часть 1