История цивилизаций (Часть 1)
- История цивилизаций (Часть 1)
- Тема 1 Основы курса
- 1.2. Формационный подход к изучению истории
- 1.3. Цивилизационный подход к изучению истории
- 1.4. Периодизация истории на основе стадиально-цивилизационного подхода
- 1.5. Периодизация истории на основе локально-цивилизационного подхода
- 1.6. Сопоставление цивилизационного и формационного подходов к изучению истории
- Ключевые даты и основные понятия
- Таблица «одновременных» духовных эпох
- Таблица «одновременных» эпох искусства
- Таблица «одновременных» политических эпох
- Тема 2 Древний Египет
- ТЕМА 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
- 2.2. Додинастический (IX-IV тыс. до н.э.) и ранний династический периоды (первая половина III тыс. до н.э.)
- 2.3. Древнее царство (вторая половина III тыс. до н.э.).
- 2. 4. Среднее царство (первая половина II тыс. до н.э.).
- 2.5. Новое царство (вторая половина II тыс. до н.э.).
- 2. 6. Поздний период (первая половина I тыс. до н.э.)
- 2.7. Духовная культура
- 2.8. Социальная организация
- 2. 9. Материальная культура
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 3 Междуречье
- 2. Аккад: формирование централизованного государства (2300-2000 гг. до н.э.)
- 3.3. Вавилонская держава (2000-1200 гг. до н.э.)
- 3.4. Ассирийская империя (1200-600 гг. до н.э.)
- Исторические личности и ключевые даты
Ключевые даты:
IX-VI тыс. до н.э. – «неолитическая революция» — произошедшие в районах Юго-Западной Азии кардинальные изменения во взаимодействии человека с природой: совершенствование технологии изготовления каменных орудий (шлифовка, сверление), изобретение колеса, лодки, керамики, ткачества, индивидуальных средств охоты (лука и стрелы), появление производящего хозяйства (земледелия, скотоводства); эти изменения обеспечили специализацию ремесел и развитие торговли, переход к оседлому образу жизни, увеличение населения и рост его благосостояния, что создало предпосылки для дальнейшего прогресса.
VIII-сер. VII тыс. до н.э. – появление первых известных науке городов Иерихон (Ближний Восток) и Чатал-Хююк (Малая Азия), которые являлись центрами торговли, ремесла (ткачества) и земледелия, имели развитые фортификационные сооружения.
IX- XII вв. – расцвет мусульманской арабо-персидской цивилизациии, ее лидирующее положение в мире, связанное с распространением ее культурных, экономических и технологических достижений.
XV-XVII вв. – переход роли мирового лидера от мусульманской к европейской цивилизации, связанный с Великими географическими открытиями европейцев и развитием в Европе буржуазных отношений.
Середина XX в. – начало научно-технической революции — качественного преобразования современных производительныъх сил под влиянием крупнейших научных открытий, взаимодействия науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу, в результате чего изменился характер труда и возникла необходимость в соответствующем изменении форм организации общества, включая его политические структуры.
Основные понятия:
Базис и надстройка — категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации. Базис — совокупность исторически определенных производственных отношений между людьми, т.е. отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Надстройка — совокупность политических, правовых, идеологических и др. отношений, которые включают в себя государство, политические партии, общественные организации, а также идеологию и психологию различных социальных групп или общества в целом,связанные с ними взгляды, теории, представления, иллюзии.
Класс общественный — категория исторического материализма; означает большую группу людей, различающуюся по месту в определенной системе производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Ментальность – используемое в теориях локальных цивилизаций понятие, означающее общие для людей того или иного общества тип мировоззрения, способ мышления и психологический склад, которые предопределяют присущие только им особенности восприятия и осознания внешнего мира и самих себя.
Модернизация — процесс исторического перехода общества от аграрной к индустриальной стадии цивилизации, включающий в себя взаимообусловленные институциональные политические, экономические и социокультурные изменения: утверждение системы парламентской демократии, рыночной экономики и самостоятельной автономной личности.
Революция социальная — категория исторического материализма, используемая для обозначения способа перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества; экономическая основа революции — углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антогонизмов, в усилении борьбфы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами.
Формация общественно-экономическая — центральная категория в историческом материализме; означает: во-первых, исторически определенный тип общества, который представляет собой особую ступень в его развитии и характеризуется определенным способом производства и обусловленными им производственными, социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией; во-вторых, определенную структуру общества, позволяющую видеть все его отмеченные выше элементы и отношения в системе.
Цивилизация — центральная категория в цивилизационных концепциях истории; различают два значения этого понятия: 1) социальная организация общественной жизни, сложившаяся в отдельном регионе планеты, охватывающая длительный период исторического существования и основанная на единой ментальности и культуре; 2) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры, следующая за варварством (в трехзвенной периодизации мировой истории).
Источники:
Шпенглер О. «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории» (извлечение):